"Музыкальный пейзаж" имеет многовековую историю развития. Его корни уходят в эпоху Возрождения, а именно в 16 век – время расцвета французской полифонической песни и период творческой деятельности Клемана Жанекена. Именно в его творчестве впервые появились образцы светской полифонической песни, которые представляли собой хоровые "программные" картины, соединяющие яркие изобразительные свойства с выражением сильных эмоций. Одной из характерных песен Женекена является "Пение птиц". В этом произведении можно услышать подражание пению скворца, кукушки, иволги, чайки, совы…Воспроизводя в песне характерные звуки птичьего пения, Жанекен наделяет птиц человеческими стремлениями и слабостями.
Появление песен, в которых выразилось пристальное внимание к внешнему миру, миру природы не случайно. Художники этого времени обращаются непосредственно к окружающему миру, изучают натуру, пишут пейзажи. Итальянский гуманист – архитектор, живописец и музыкант – Леон Батиста Альберти считал, что учиться у природы – первая задача художника. По его мнению именно природа способна доставить истинное эстетическое наслаждение.
От Возрождения и "Пения птиц" Жанекена обратимся к эпохе барокко и "Временам года" Вивальди. Под таким названием стали известны его первые 4 концерта для скрипки, струнного оркестра и клавесина, имеющие программные названия "Весна", "Лето", "Осень", "Зима". По мнению Л. Раабена, Вивальди в своих программных произведениях стремится, прежде всего, к изображению мира, к фиксации в звуках картин природы и лирических состояний человека. Именно картинность, изобразительность он считает главным в программных концертах Вивальди. Безусловно, программный замысел композитора распространяется на внешние явления действительности: явления природы и бытовые сценки. Картинность – пишет Раабен – построена на использовании ассоциативных возможностей тембра, ритма, гармонии, мелодии, эмоции и т.п. Образ природы во "Временах года" тесно связан с бытовыми сценками, рисующими человека на лоне природы. В каждом концерте цикла выражено настроение, которое Вивальди связывал с тем или иным временем года. В "Весне"-приподнятое, радостное, в "Лете"-элегическое, грустное.
Совершенно по-другому раскрывается природа в музыке Чайковского. Во "Временах года" Чайковского редко можно встретить пьесы, в которых присутствуют те или иные звукоизобразительные элементы (пение жаворонка, звон колокольчика), но даже они играют в пьесах второстепенную роль; в большинстве же пьес изобразительность отсутствует. Одной из таких пьес является "Осенняя песнь". Связь с природой здесь заключается только в настроении, которое навеивает образ природы. У Чайковского восприятие природы глубоко личностно. Главное место в музыке занимают эмоции, мысли, воспоминания, которые пробудила природа.
Образы природы занимают немалое место и в лирических пьесах Грига. В них, Григ стремился передать неуловимые настроения природы. Программа в лирических пьесах – это, прежде всего, картина-настроение.
Огромное место заняла природа в творчестве и эстетических воззрениях композитора Дебюсси. Он писал: "Нет ничего музыкальнее солнечного заката! Для тех, кто умеет смотреть с волнением – это самый прекрасный урок развития материала, урок, записанный в книге, недостаточно изучаемой музыкантами – я имею в виду книгу природы."
Творчество Дебюсси развивалось в атмосфере поиска новых средств выразительности, новой стилистики, новых направлений в искусстве. В живописи это было рождение и развитие импрессионизма, в поэзии – символизма. Оба направления имели непосредственное влияние на воззрения Дебюсси. Именно в его творчестве заложены основы музыкального импрессионизма. Дебюсси призывал музыкантов учиться у природы. Ему принадлежит огромное колличество инструментальных пьес, программные заголовки которых отсылают к конкретному образу природы: "Сады под дождем", "Лунный свет", сюита "Море" и многие другие.
Другая информация:
Формы и методы совместной работыУДО и семьи
Функции каждого воспитательного института социально обусловлены. Перед институтами общественного воспитания стоит важная и ответственная задача обеспечения влияния на семью, помощи семье в целях ее укрепления и наиболее полного использования ее воспитательного потенциала. До сих пор многие считают ...
Исследование чувства гражданственности у детей
Изучив психолого-педагогическую и методическую литературу, мы решили провести опытно-экспериментальную работу по данной проблеме. Исследование проводилось в МБДОУ "Детский сад № 19" Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан. Экспериментальная группа состоит из детей дошколь ...
Экспериментальное исследование уровня развития речи у детей в раннем
возрасте
В качестве изучения уровня развития речи у детей в раннем возрасте был проведен метод наблюдения. В качестве испытуемого был взят ребенок на разных возрастных этапах. Я наблюдала за ребенком, начиная от полутора лет в течении полу года, фиксировала ее речь и в дальнейшем на основе этих результатов ...