«Чувствовать, знать и уметь – полное искусство», говорил П.П. Чистяков. Постоянные упражнения, занятия рисованием, живописью имеют целью как закрепление, совершенствование технических приемов, графических и живописных умений и навыков, так и постепенное овладение знаниями различных правил научных положений в области изобразительного искусства. Мастерство всегда основано на овладении специальными правилами, приемами, способами, хотя вопреки этому доказанному жизненной практикой положению отдельные художники считают необязательным систематически трудится, овладевать различными приемами и правилами, чтобы стать мастером. Их логика проста до примитивности: не обязательно выполнять многочисленные рисунки, этюды, изучать правила перспективы, конструкции предметов, пластической анатомии – мастерство придет само собой, в силу таланта, если он есть.
Такое мнение можно услышать нередко и среди молодежи, учащиеся в художественных заведениях. Однако жизнь и деятельность буквально всех более или менее известных мастеров изобразительного искусства свидетельствуют о ложности такого мнения. Все лучшее в изобразительном искусстве основано на упорном труде и обязательном овладении правилами, изобразительной техникой.
Приобщение школьников к изобразительному искусству идет двумя путями. Развивая навыки художественно-творческой деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства, школа тем самым вооружает школьников и представлениями о профессиональном искусстве живописи, скульптуры, графики. В учебных программах отводится время специально для ознакомления учащихся с произведениями изобразительного искусства.
По материалам исследования, в младших классах авторитет уроков изобразительного искусства достаточно высок, дети работают с большим желанием, их деятельность выше, в отличие от среднего звена. Урок изобразительного искусства имеет, как правило, два наиболее существенных компонента: рисование (по заданной теме, с какого-либо предмета и т. п.) и знакомство с изобразительным искусством (рассматривание картин, беседа о них, рассказ учителя о художниках и их произведениях и т. д.). По данным, учащиеся младших классов больше всего любят рисовать. Начиная с пятого класса, у школьников ослабевает интерес к художественно-творческой деятельности, а искусствоведческий интерес к профессиональному искусству (посещение выставок и музеев, знакомство со специальной литературой, телепередачами по изобразительному искусству) повышается.
Однако необходимо отметить, что от класса к классу у школьников идет формирование активного, изобразительного интереса, часть свободного времени они уделяют художественно-творческим занятиям. Но как оказалось, именно эти дети выделяются среди школьников лучшими качественными показателями в развитии художественного вкуса.
Выявление закономерности, раскрывающие развивающие воздействие интереса к изобразительному искусству и формирование художественной культуры школьника в целом, требуют пристального внимания к воспитанию школьников средствами изобразительного искусства. Художественно-творческую деятельность можно проследить по трем уровням:
1. приобщенность школьника к изобразительному искусству (наличие у школьников искусствоведческих знаний и расположенность их к художественно-творческим занятиям);
2. сформированность способности к адекватному восприятию произведений живописи (ориентирование в творческой манере художника, познание произведений искусства как целостность);
3. развитость художественно-творческих способностей в области изобразительной деятельности (умение передавать в рисунке определенное настроение, атмосферу).
Специалисты в области возрастной психологии отмечают, что к старшим классам структура интересов школьников становится более разносторонней, многоплановой. И поэтому у старшеклассников не только присутствуют ранее сложившиеся интересы, но возможно и появление новообразований в структуре художественной деятельности.
Другая информация:
Определение логической структуры психолого-педагогического исследования и
его научного аппарата
Для четкого определения границ проблемной темы, уяснения того, чем вы будете заниматься, необходимо определить: а) проблему; б) цель вашей работы; в) объект и предмет исследования; г) гипотезу; д) задачи. Зачастую педагоги-практики не придают значения выделенным компонентам, считая их необязательны ...
Проблема развития литературного творчества учащихся, как научная проблема
Проблемы образования в судьбах России наших дней становятся узловыми. На этапе смены парадигм культуры, науки, мировоззрения образование превращается в ведущий фактор экономического и социального развития страны. Высшим смыслом нахождения человека в образовательной среде, по верной мысли многочисле ...
Педагогические основы изучения математической логики в средней школе в
рамках внеучебной деятельности
Резкое ускорение процесса обновления информации и внедрение компьютеров во многие сферы жизни общества привели к смещению акцентов с увеличения объема знаний, предназначенных для усвоения школьниками, на развитие у них логических и общелогических умений. «Практика показывает, — отмечает Т.А. Кондра ...