Помимо ассоциаций, возникающих в результате использования звукоподражательных возможностей музыки, существуют также ассоциации другого рода. Они более условны и вызывают в представлении не весь образ какого-либо явления действительности, но какое-то одно его качество. Эти ассоциации возникают благодаря условному сходству каких-либо признаков или свойств музыкального звука, мелодии, ритма, гармонии и того или иного явления действительности.
Поэтому для описания звука нередко используются понятия предметного мира. Основой для возникновения ассоциаций могут служить, например, такие свойства музыкального звука, как его высота (восприятие человеком изменения частоты колебаний звука как его повышения или понижения); громкость, сила (подобно тому как спокойствие, нежность всегда связаны с более тихой речью, а гнев, негодование – с более громкой, в музыке эти эмоции передаются более спокойными и ясными или более громкими и бурными мелодиями); тембры (их определяют как звонкие и глухие, яркие и тусклые, грозные и нежные).
О связи человеческой речи, интонации с музыкой писал, в частности, В.Ванслов: "Она (музыка) воплощает эмоционально-смысловое содержание, внутренний мир человека способом, подобным тому, каким воплощается все это в интонации речи (то есть через изменение свойств извлекаемых человеком звуков)". Б.Асафьев, в свою очередь, называл музыку "искусством интонируемого смысла".
При отображении в музыке тех или иных явлений природы действуют те же закономерности: бурю или грозу здесь можно противопоставить тихому и спокойному утру или рассвету, что связано, в первую очередь, с эмоциональным восприятием природы. (Сравните, например, грозу из концерта "Времена года" А.Вивальди и "Утро" Э.Грига). В возникновении подобного рода ассоциаций большую роль играют мелодия, ритм и гармония. Так, Римский-Корсаков писал о возможности мелодии, ритма передавать различные виды движения и покоя. Упоминает Римский-Корсаков и о гармонии, оркестровке и тембрах как средствах изобразительности. Он пишет о том, что гармония может передавать свет и тень, радость и печаль, ясность, смутность, сумеречность; оркестровка и тембры – блеск, сияние, прозрачность, сверкание, молнию, лунный свет, закат, восход.
Как же средства изобразительности в музыке связаны с выразительностью, являющейся ее основой? В данном случае следует вновь обратиться к эмоциональному восприятию природы человеком. Как пенье птиц, раскаты грома и другие ассоциативно вызывают в памяти ту или иную картину природы, так и этот образ природы в целом вызывает у человека то или иное настроение, эмоцию.
Иногда эмоция, связанная с природой, является главным объектом отображения в программной музыке о природе, и звукоизобразительность в таком случае только конкретизирует ее, как бы отсылает к источнику этого настроения, или вовсе отсутствует. Иногда эмоция, выразительность музыки способствует большей конкретизации образа природы. В таком случае композитора интересует не эмоция сама по себе и ее развитие, но эмоциональные ассоциации, связанные с каким-либо явлением природы. Например, образ морской бури может рождать какие-то мрачные, даже трагичные эмоции, ассоциироваться с неистовством, бурными страстями, образ же реки, напротив, скорее ассоциируется со спокойствием, плавностью, размеренностью. Подобных примеров эмоциональных ассоциаций может быть множество. Так, А.Вивальди стремился передать во "Временах года" музыкальными средствами летнюю грозу, а одним из важнейших средств ее отображения в музыке стало выражение тех эмоций, которые возникают у человека в связи с этим явлением природы.
Звукоизобразительность и звукоподражание в музыке имели разное значение и в ту или иную эпоху, у того или иного композитора. Интересно отметить, что звукоподражание в музыке о природе имело большое значение в самом начале развития программной музыки подобного рода (в творчестве Жанекена) и вновь приобрело даже еще большое значение в творчестве многих композиторов 20 века. В любом случае музыка о природе – это, прежде всего, выражение восприятия природы композитором, ее написавшим. Более того, Сохор, занимавшийся вопросами музыкальной эстетики, писал о том, что "душу" всякого искусства составляет "неповторимое видение и ощущение мира художественным талантом".
Другая информация:
Экспериментальное исследование грамматического строя речи у дошкольников с
общим недоразвитием речи III уровня
Логопедическое обследование направлено на выявление у детей сформированности грамматического строя речи. В возрасте, когда процесс развития речи далеко не завершен, специалисту необходимо разграничивать, что уже должно быть сформировано в детской речи, что только начинает складываться, и каких лекс ...
Становление диалогической речи в
онтогенезе
Диалогическая речь не дана человеку от рождения, ее осваивают так же, как и любой другой вид деятельности, в процессе взаимодействия с более опытным партнером – носителем коммуникативной культуры. Если малыш пяти-шести месяцев жизни видит занимающегося своими делами взрослого, он доступными ему сре ...
Понятие духовно-нравственного воспитания и его содержание
Педагогика — наука о воспитании человека, о целенаправленном формировании сознания и поведения, соответствующего сознательным установкам. Педагогика рассматривает цели, задачи, методы воспитании. Поведение человека, его жизненные установки, его душевные качества формируются в соответствии с теми це ...