Материалы » Выразительное чтение как один из наиболее активных методов изучения лирических произведений в средних классах » Проблема обучения выразительному чтению

Проблема обучения выразительному чтению

Страница 2

Процесс обучения выразительному чтению сложен и многообразен. Но ход урока, на котором дети обучаются этому искусству, можно представить по довольно простой схеме:

вводная беседа или вводное слово учителя;

образцовое чтение;

чтение учениками текста про себя;

коллективное членение текста на смысловые или интонационные части;

обучение чтению по выделенным частям:

комментарии к тексту части,

отработка звучания наиболее трудных для детей слов и выражений,

разметка самых трудных мест знаками партитуры,

обсуждение возможных вариантов эмоционально-образной выразительности,

зачитывание частей.

повторное прослушивание всего текста;

зачитывание всего текста учащимися (возможно хоровое чтение).

Рассмотрим главные пункты этого плана.

Вводная беседа. Её цель - создать на уроке атмосферу заинтересованности изучаемым текстом, а также объяснить перед образцовым чтением те слова, словосочетания, выражения, без понимания смысла которых ученики не поймут произведения или отдельных его частей.

Если изучаемое произведение невелико по объёму и его можно выучить наизусть, об этом учащиеся предупреждаются заранее. Эта целевая установка будет способствовать активизации процесса запоминания.

Образцовое чтение. Имеется в виду чтение учителя. Слушая выразительное чтение учителя, школьники не только осознают содержание чтения, но и саму суть выразительного чтения: это не просто громкое и чёткое чтение, а чтение, воплощающее в голосе смысл читаемого и передающее отношение к тому, что изображается в произведении.

Возможно использование записей выразительного чтения на CD-дисках, кассетах, грампластинках; чтение заранее подготовленного ученика. Чтение учениками текста про себя. Немое чтение предоставляет возможность вдуматься, глубже вникнуть в содержание текста. Эта работа школьников активизируется конкретными заданиями. Например:

Ещё раз прочтите весь текст, (либо какую-то трудную часть его) глазами и скажите, все ли слова и выражения в нём понятны вам.

Молча прочтите весь текст и подумайте, на сколько частей можно его расчленить. Почему? Как можно озаглавить каждую из частей?

Расчленение текста на смысловые или интонационные части. Необходимость этого задания объясняется двумя обстоятельствами: во-первых, требованием заострить внимание детей на композиции произведения или отдельной его части (в таком случае эта работа может сочетаться с составлением плана); во-вторых, стремлением упорядочить сам процесс усвоения произведения с помощью метода выразительного чтения.

Обучение чтению по выделенным частям. Включает себя следующие виды работ:

комментарии к тексту части (идейный, смысловой, исторический, биографический, лексический, ритмический);

упражнения в произнесении трудных слов, словосочетаний, оборотов речи;

обсуждение возможных вариантов интонационной интерпретации каждой части. Эта сложная работа требует от учителя исключительного внимания, хорошей памяти, умения своевременно и тактично вмешаться в детский спор, чтобы всё поставить на своё место. В процессе такого обсуждения школьники, многим из которых свойственно смотреть, не видя, слушать, не слыша, говорить, не зная, приучаются слушать и слышать.

начитывание частей несколькими учениками и выявление достоинств и недостатков в их чтении.

Страницы: 1 2 3

Другая информация:

Научно - практические конференции учащихся по химии
Конференции учащихся как особая форма внеурочных массовых мероприятий имеют свои особенности, наиболее отчетливо выступающие при сопоставлении их с химическими вечерами. Основной элемент конференции – доклады и сообщения учащихся. Они могут сопровождаться демонстративными экспериментом. В отличие о ...

Педагогические технологии - формирование нового педагогического мышления
Следующая проблема педагогической науки связана с разработкой новых педагогических технологий. Под педагогической технологией понимается естественный набор различных приемов педагогического воздействия как естественного и гармоничного поведения педагога в контексте современной культуры, на уровне е ...

Содержание и организация констатирующего эксперимента
Исследования по проблеме формирования монологической речи у младших школьников с нарушенным интеллектом проводилось на базе специальной школы №5 г. Тайшета. В эксперименте участвовало 14 детей. Биологический возраст испытуемых на момент исследования был 9 лет. У детей экспериментальной группы наблю ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru