Значение книги в жизни человека огромно. И в век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Воспитать людей, приобщённых к высотам человеческой культуры, без книги и принципиального улучшения руководства детским чтением невозможно.
Ведь не зря ещё Дидро говорил: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать».
Проблема. Но ни для кого не секрет, что многие нынешние ученики, едва научившись читать в начальных классах, к 7-8 классам читают всё хуже и хуже.
Замедленность чтения, отсутствие интереса к чтению приводят к тому, что процессы интеллектуальной деятельности тоже замедляются. И это сразу отражается на успеваемости детей. Одной из причин является перегруженность программ по литературе, которая приводит к тому, что учащимся приходится много читать самостоятельно. А для того чтобы глубоко воспринимать произведение, надо слышать интонацию, ударение, жесты, присущие художественному слову. Умение это не вырабатывается само по себе. Необходимо иметь внутренний слух и чувство ритма, которые развиваются в опыте восприятия звучащей художественной речи и в собственном опыте выразительного чтения, чтобы при чтении про себя почувствовать тональность произведения, уловить его ритм, осмыслить его содержание.
Занимаясь этой проблемой, пришла к выводу, что невозможно воспитать любовь и интерес к чтению (особенно в средних классах), не уделяя внимания выразительному чтению.
Сущность опыта заключается в создании оптимальных условий для развития творческих способностей на уроках литературы с целью развития каждого ребёнка, а также воспитание грамотного читателя, слушателя, способного понимать, осмысливать и анализировать тексты художественной литературы.
Новизна опыта. Итак, основным противоречием, возникающим на пути решения проблемы приобщения детей к чтению, является противоречие между требованиями программ по литературе, предусматривающих изучение большого количества произведений художественной литературы, и невозможностью их качественного изучения на уроках. Выход из этого противоречия я нашла в использовании выразительного чтения как одного из активных методов изучения художественных произведений.
Средства достижения цели:
- создание подходящей атмосферы для глубокого эмоционального восприятия стихотворения каждым учеником;
- использование выразительного чтения как одного из активных методов изучения лирических произведений в средних классах;
- использование в ходе урока зрительных, слуховых средств наглядности, позволяющих ученикам воссоздать образ-переживание автора, ощутить мир чувств лирического героя;
- поощрение стремления находить собственную интонацию для выражения и передачи основной мысли и настроения стихотворения;
- разработка занятий, которые смогли бы заинтересовать детей и приблизить к предмету (нетрадиционные формы проведения уроков: урок-композиция, презентация, обозрение). Привлечение детей к участию в конкурсах чтецов, литературных гостиных; встречи с поэтами-земляками.
Результативность:
повышение интереса к чтению художественных произведений приводят к тому, что развиваются и процессы интеллектуальной деятельности;
положительная динамика в обучении, улучшение скорости чтения, появление интереса к чтению;
повышение уровня понимания художественного произведения;
формирование потребности самопознания, самоопределения, самореализации.
Перспективы развития опыта.
Таким образом, признавая актуальность данной темы, можно говорить о возможности и разумности использования данного опыта как средства развития творческих способностей учащихся, повышения их интереса к чтению художественной литературы.
Другая информация:
Подходы к определению многогранника
Само определение понятия многогранника оказывается как раз таким вопросом, где необходимо особенно внимательно сочетать наглядные представления, рассмотрение реальных примеров и логической точности формулировок. Формулировки должны исходить из реальных примеров, из наглядных представлений и возвращ ...
Формирование вокально-хоровых навыков детей как актуальная
психолого-педагогическая проблема
Пение является самым доступным видом музыкального искусства, широко востребованным в практике музыкального образования. Многие исследователи в различных областях науки сходятся во мнении, что в процессе обучения пению развивается эстетический вкус, качества личности ребенка, его общие и музыкальные ...
Положение о методическом объединении учителей-предметников
1. Состав методического объединения определяется соответственно специализации членов педагогического коллектива. 2. Из состава членов методического объединения директором школы или его заместителем по учебной работе рекомендуется руководитель, который утверждается на педагогическом совете. 3. Члены ...