3) образование является механизмом формирования общественной и духовной жизни человека и отрасли массового духовного производства;
4) образование — процесс трансляции культурно-оформленных образцов человеческой деятельности;
5) образование способствует развитию региональных систем и сохранению национальных традиций;
6) образование является тем социальным институтом, через который передаются и воплощаются базовые культурные ценности и цели развития общества;
7) образование выступает в качестве активного ускорителя культурных перемен и преобразований в общественной жизни и в отдельном человеке.
В целом культурологический подход к организации образования предполагает нацеленность на освоение общечеловеческих ценностей культуры как поля для осуществления инновационной деятельности в процессе образования. Одновременно реализуется насущная потребность осуществления «диалога культур» на различных уровнях педагогического процесса, что определяет необходимость выявления общего и особенного в этнокультуре. При освоении динамики культуры с прогностической целью изменения собственно процесса образования в соответствии с существующими традициями и тенденциями в качестве источников реформирования выступают потребности различных уровней культурной среды (макросоциума, мезосоциума, микросоциума), а также культура ее агентов и субъектов образовательной системы.
Таким образом, социокультурный механизм развития образования есть совокупность традиций и инноваций, приводящих структуру обучения в соответствие с ее внутренней культурой, которая организуется как непроизвольно, стихийно, так и целенаправленно, планомерно.
Потребность в выявленных подходах возникает в соответствии с принципами общественного обновления и на основе реализации социальных, научных и культурных ценностных ориентиров. В связи с этим культуроформирующая функция образования состоит в определении границ и перспектив индивидуального саморазвития и интериоризации культуры через освоение подрастающим поколением ценностей, традиций, норм общественной жизни, а также «проецирования» соответствующих культурных ценностей в завтрашний день всего общества.
Современное обновление системы отечественного образования ориентируется на вхождение Украины в мировое общекультурное пространство, которое происходит на основе присвоения личностно-ориентированной парадигмы и определяет главные направления реформирования общества и развития человека. Задача образования состоит в приобщении человека к культурным ценностям науки, искусства, нравственности, права, экономики, т. е. в превращении природного человека в культурного. В связи с этим образование можно рассматривать как освоение и сохранение культурных норм с ориентацией на будущее, в основе которого должно лежать культурное самоопределение человека. Условие осуществления такого процесса заключается в реализации человеком своего выбора в культурном пространстве.
Другая информация:
Характеристика детей экспериментальной группы
В экспериментальную группу вошло 15 детей, которые посещали общеобразовательные дошкольные учреждения. Из них - 10 детей с доминирующим черкесским языком и с недоминирующим русским, 4 ребенка с доминирующим русским и с недоминирующим черкесским, 1 ребенок, абсолютно эквивалентно владеющий 3-мя язык ...
Проблема развития литературного творчества учащихся, как научная проблема
Проблемы образования в судьбах России наших дней становятся узловыми. На этапе смены парадигм культуры, науки, мировоззрения образование превращается в ведущий фактор экономического и социального развития страны. Высшим смыслом нахождения человека в образовательной среде, по верной мысли многочисле ...
Развитие дошкольной педагогики в России
После Октябрьской революции дошкольное воспитание стало частью государственной системы народного образования. В 20-е гг. в СССР существовало 3 типа дошкольных учреждений — детские дома для детей-сирот, детские очаги, обслуживавшие детей фабрично-заводских рабочих, и детские сады. В дошкольные учреж ...