В современных условиях признание ценностей общественных идеалов получает свою реализацию посредством:
- систематического обновления содержания образования, которое отражает изменения во всех сферах науки и техники;
- последовательной ориентации на культуросообразность педагогического процесса, что обеспечивает формирование духовно-нравственного мира человека;
- социализации человека, формирования устойчивых нравственных доминант, определяющих личностные и общественные ценности жизни;
- освоения человеком системы научных знаний и умений, активно реализуемых в практической деятельности с целью индивидуального развития и общественного прогресса;
- поддержки инновационной деятельности учебных заведений по разработке вариативных, уровнево-дифференцированных учебных программ, наполненных новым образовательным содержанием.
Усиление аксиологического аспекта содержания образования с необходимостью требует пересмотра средств и методов его изучения. Поэтому ценностные ориентиры становятся основой при определении теоретических основ и конструировании собственно технологии образования подрастающего поколения, т. е. позволяют оформить последовательную систему педагогических средств, используемых в процессе организации обучения. Наиболее адекватными аксиологически насыщенному содержанию являются дидактические средства, позволяющие включить в учебный процесс личностный опыт обучающихся, развивая их субъектную позицию, самостоятельность и активность. В работах исследователей М.М.Бахтина, B.C.Библера, М.Бубера отмечается, что релевантностной технологией, дополняющей ценностно-ориентированное содержание, является диалоговая.
Именно диалог как «подлинная коммуникация», по мнению М. Бубера, включает:
- обмен мнениями, способствующий саморазвитию, самодвижению и самоизучению участников педагогического процесса;
- освоение различных точек зрения на основе признания их чувственной, ценностной значимости как основы нормативного взаимодействия;
- установление высокой степени межличностного доверия, открытости, откровенности, формирование установки на взаимоизменение, взаиморазвитие, т.е. «наполнение тонкого пространства «личного Я» «другим Я».
Таким образом, диалогизация обучения позволяет реализовать развивающую, социально-культурную и научно-исследовательскую функции образования и рассматривать учащихся в качестве субъектов учебного процесса. В связи с этим сегодня предлагается широкий спектр активных методов обучения — игровых, задачных и тренинговых технологий, направленных на создание психологически комфортного учебного пространства, открытость позиций участников педагогического процесса и развитие творческого потенциала учащихся.
Другая информация:
Учреждения общего образования
Тип “общеобразовательное учреждение” подразделяется на виды: начальная общеобразовательная школа; основная общеобразовательная школа; средняя (полная) общеобразовательная школа, в том числе с углубленным изучением отдельных предметов; лицей; гимназия; вечерняя (сменная) общеобразовательная школа; ц ...
Сущность семьи и брака
Семья малая - социально-психологическая группа, члены которой связаны брачными и родственными отношениями, взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлено потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения. Для одних семья – оплот, надежный ...
Понятие способностей и их классификация
Встречаясь в жизни с различными людьми, наблюдая за ними в работе, сопоставляя их достижения, сравнивая темпы их духовного роста, мы постоянно убеждаемся в том, что люди заметно отличаются друг от друга по своим способностям. Термин «способность» употребляют в житейском обиходе очень широко. Всякая ...