Рисунок 4 - Структура подготовки специалистов и структура занятости по уровням профессионального образования в экономике Пензенской области.
Диаграмма наглядно показывает существующий дисбаланс в структуре профессиональной подготовки и структуре занятости в промышленности. Так структура занятости имеет незначительное колебание в зависимости от отраслевой принадлежности, имея пропорции 40%:35%:25% (соответственно НПО:СПО: ВПО) которые в основном сохраняются для всех сфер материального производства. В сфере образования, культуры, финансовых и страховых учреждений соотношение составляет 25:30:45. Для научной сферы деятельности и ИТ-технологий существенно превалируют специалисты с высшим образованием: 5:15:80. Изменение отраслевой ориентации системы профессионального образования в период коммерциализации образования и снижения доли бюджетного финансирования в 1992-1998 г.г. в настоящее время отрицательно сказывается на формировании структуры профессиональной подготовки. Большинство вузов (а в особенности филиалы и представительства негосударственных образовательных учреждений) сориентированы в своей образовательной деятельности на достижение текущего коммерческого результата, не нацеливаясь на решение стратегических задач региональной экономики. Поэтому предлагаемые ими образовательные программы носят, в своем большинстве, гуманитарный характер и не требуют серьезной капитализации затрат в материально-техническую сферу.
Анализ уровня трудоустройства выпускников всех уровней профессиональной подготовки очной формы подготовки приведен на рисунок 5.
Рисунок 5 - Трудоустройство выпускников системы профобразования
Диаграмма показывает явный "провал" в трудоустройстве выпускников вузов. При среднегодовом выпуске 4100 человек очной формы обучения (7200 общая, включая студентов обучающихся в филиалах) несложно подсчитать, что не трудоустроились порядка 1475 человек, т.е. приблизительно каждый третий.
По данным ФГСЗН по Пензенской области трудоустройство выпускников вузов действительно ухудшается с каждым годом: в среднем в год на бирже труда регистрируется и встает на учет до 700 выпускников вузов, остальные трудоустраиваются по другим специальностям (явление структурной безработицы).
Данные, характеризующие объем оказания образовательных услуг в системе высшего профессионального образования приведена в таблице 1 Приложение 1. Примечание: в расчет не принимались учебные заведения не представившие официальные данные и филиалы вузов, распределенные по области. Следующим этапом анализа является изучение отраслевых особенностей рынка образовательных услуг Пензенской области. Используя показатели экономики отраслевых рынков и маркетинга, рассчитаем индексы концентрации рынка образовательных услуг.
Применительно к рынку товаров и услуг наиболее часто рассчитываются индексы:
1. коэффициент концентрации производства (CR-n), равный суммарной доле (%) в общем объеме реализации определенного числа (n) крупных товаропроизводителей.
2. индекс концентрации производства Герфиндаля—Гиршмана (HHI), который рассчитывается как сумма квадратов долей всех предприятий, действующих на рынке: HHI = (S1)2 + (S2)2+ .+ (Sn)2, где Si — доля продаж i-го товаропроизводителя, выраженная в процентах: i =1,2, .,n.
При расчете показателей концентрации на товарном рынке за основу принимается рыночная доля производителей товарной продукции. Экономической единицей при этом выступает единица товара. В случае с исследованием рынка образовательных услуг за экономическую единицу нами принимается в расчет студент, являющийся в своем роде единичным показателем объема оказания услуг вузами. Причем в расчет принимаются студенты всех форм обучения, не зависимо от субъективной принадлежности внесенных за обучение средств (государственных или личных).
Коэффициент концентрации производства (CR-5), рассчитанный по 5 крупным вузам (ПГУ, ПГТА, ПГУАС, ПГСХА, ПГПУ) в сумме дает 82%, что характеризует рынок образовательных услуг как высококонцентрированный.
Рассчитанный по информации таблицы индекс концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) равный 1754,96 характеризует отраслевую структуру рынка образовательных услуг в соответствии с установленным диапазоном значений как умеренно концентрированную.
Полученный индекс концентрации характеризует рынок образовательных услуг как олигополистический, с небольшим числом основных игроков с относительно равными долями (ПГУ, ПГТА, ПГУАС, ПГСХА, ПГПУ) и небольшим количеством второстепенных игроков. Уровень дифференциации продуктов (образовательных программ) высокий, с большой степенью взаимозаменяемости (особенно по гуманитарным и экономическим направлениям подготовки) в силу информационной асимметрии процесса выбора образовательных программ. Взаимозаменяемость субъектов рынка достаточно высокая, вход на рынок ограниченный в силу уровня распределения ресурса.
Другая информация:
Развитие информационных технологий обучения
Уровень подготовки выпускников школ, вступающих в активную жизнь, недостаточно соответствует требованиям стремительно развивающейся науки, техники, экономики. Традиционное преподавание в школе подвергается справедливой критике за формализм, ориентацию на простое запоминание учебного материала и фор ...
Методы и приемы активизации творческой деятельности
Творческая деятельность начинается с обостренного внимания к явлениям мира и предполагает «редкие впечатления», умение их удержать в памяти и осмыслить. Важным психологическим фактором творческой деятельности является память. У художника она не зеркальна, избирательна и носит творческий характер. Д ...
Современные классификации методов обучения
Без методов невозможно достичь поставленной цели, реализовать намеченное содержание, наполнить обучение познавательной деятельностью. Метод – это сердцевина учебного процесса. Ведь именно метод определяет, каким путём учитель будет преподносить знания. Метод обучения (от греч. Methodos) –буквально ...