Материалы » Экспериментальное исследование чувства гражданственности у детей дошкольного возраста » Содержание понятий "патриотизма" и "гражданственности"

Содержание понятий "патриотизма" и "гражданственности"

Страница 2

Если патриотизм выражает отношение личности к своей Родине, к ее историческому прошлому и настоящему, то гражданственность связана с принадлежностью человека к тому или иному народу, его политической активностью.

Гражданственность - одно из ведущих идейно-нравственных свойств личности. Гражданственность "подпитывается" патриотизмом, своей интеллектуальной ментальной российской спецификой. Гражданин обладает совокупностью прав и обязанностей. Согласно этому гражданственность можно определить как качество нравственно-политическое, важной составляющей частью которого является патриотизм. В такой трактовке гражданственность интегрирует общечеловеческие духовные ценности: высокий строй души и чувств, социальную направленность мыслей"Содержание понятия "гражданин" (социальное, юридическое, политическое, нравственное) существенно изменяется от одной исторической эпохи к другой. В научной литературе эта идея рассматривается в трёх аспектах. Первый разрабатывается в юридических исследованиях, регламентирующих роль гражданина в государстве перечнем особых функций. К их числу относятся: "подданный государства", "участие гражданина в политической и правовой жизни общества", "несение обязанностей, предусмотренных конституцией, законами", "знание прав и свобод" и т. д….

В философских работах понятие "гражданин" определяется через комплекс нравственных качеств. Гражданин (греч. Polities, лат. Civis, англ. Citiztn) - лицо, обладающее способностью иметь гражданские права и нести обязанности, своими действиями (самостоятельно) приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Следовательно, гражданин - это лицо, имеющее полную субъективную самостоятельность, имеющее право как быть партнёром государства и общества, так и находиться к ним в определённой оппозиции.

Гражданин - это цивилизованный, обладающий политическими правами член государства и общества, сознательно сочетающий личные и общественные интересы. В отечественной педагогической литературе к числу основных нравственных свойств гражданина относили гражданскую ответственность и гражданский долг.

Гражданская ответственность "представляет собой сознательный акт, в котором личность действует как существо, способное оказать активное воздействие на окружающую действительность. Она проявляется в способности гражданина в различных ситуациях самостоятельно принимать правильные с точки зрения общественных правил и норм морали решения и отвечать перед обществом за последствия своих поступков. Это связующее звено между обязанностями и гражданским долгом, так как именно ответственность выражает степень понимания гражданином своего долга перед обществом".

Понятия "гражданственность" и "патриотизм" привлекают внимание социологов и педагогов. Такие термины как "гражданско-патриотическое", гражданско-нравственное", "гражданско-правовое" воспитание можно всё чаще слышать в педагогической среде. Однако очевидно, что вышеприведённое определение сводит воедино смысл гражданственности - это патриотизм, нравственность, правовая культура.

Историк и писатель Карамзин Н.М. акцентировал внимание на патриотической составляющей гражданственности. Выделив такие разновидности любви к Отечеству:

физическую любовь, т.е. привязанность к месту своего рождения,

малой родине;

нравственную, т.е. любовь к согражданам, с которыми человек

растёт, воспитывается, живёт;

политическую т.е. любовь ко благу и славе Отечества и желание

способствовать им во всех отношениях.

Определённость толкования понятий "гражданственность" и "патриотизм" даёт ориентир, указывающий на то, что, зачем и как воспитывать.

Человека делает хорошим гражданином то, насколько качественно он выполняет возложенные на него функции, и каков его вклад в благополучие государства. Хорошему гражданину свойственны патриотизм и конституционализм: любовь к стране, уважение к закону и стремление к совершенству в рамках закона.

Страницы: 1 2 3

Другая информация:

Разработка элективного курса по теме: «Кривые второго порядка»
Опираясь на ранее описанный материал, считаем возможным использовать следующую структуру элективного курса: Познакомить с историей изучения кривых; Рассказать о способах образования кривых; 3. Определение эллипса, параболы, гиперболы, как геометрического места точек плоскости; 4. На основе определе ...

Состояние изучаемого вопроса в современной Российской школе
План изучения темы Амины. Аминокислоты. Белки - 7 часов Амины - органические основания Анилин- представитель ароматических аминов, его практическое применение Аминокислоты - амфотерные органические соединения. Строение, изомерия, свойства Значение аминокислот. Синтез пептидов. Белки - природные выс ...

Диагностика уровня сформированности навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью
\ Цель данного этапа – выявление исходного уровня сформированности навыков самообслуживания у дошкольников с умственной отсталостью. В эксперименте принимали участие 10 детей подготовительной группы ДОУ «Детский сад комбинированного вида №53» г. Читы. Для исследования уровня сформированности навыко ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru