После определения объекта предмета проблемной темы необходимо сформулировать гипотезу будущей деятельности. Гипотеза – это предположение, в котором заключается модель предстоящей работы, система мер, технология, за счет которых ожидается повысить эффективность педагогического процесса.
Структура гипотезы выглядит следующим образом: «Если будут выполнены следующие условия (идет перечисление условий)…, то эффективность (результативность) педагогического процесса будет значительно выше существующей» (можно указать конкретно, в каких структурных новообразованиях личности (-ей), коллективов должны произойти положительные изменения).
Следующий шаг: формулирование задач (не более 3-4). Среди них выделите следующие:
а) какова сущность изучаемого явления, его признаки, показатели, уровни проявления;
б) как определить уровень проявления изучаемого явления;
в) как организовать опытно-педагогическую работу по проверке основной идеи, заложенной в гипотезе.
Проиллюстрируем сказанное конкретными примерами:
Проблемная тема «Развитие творческого потенциала личности учащегося».
Противоречие между необходимостью общества в творческих личностях и уровнем развития творческого потенциала у выпускников школ.
Проблема: поиск путей развития творческого потенциала учащихся.
Цель: определить сущность и содержание творческого потенциала личности школьника и проверить на практике эффективность применения системы работы по его развитию.
Объект: содержание творческого потенциала личности школьников.
Предмет: процесс развития творческого потенциала личности школьников.
Гипотеза: если работа по развитию творческого потенциала личности школьника будет строиться адекватно его структуре и содержанию, то процесс взаимодействия человека с объективной реальностью будет осуществляться с учетом потребностей и способностей каждой из систем взаимодействия, что обеспечит более комфортное существование человека в мире.
Задачи:
Определить сущность, содержание и структуру творческого потенциала личности;
Выявить критерии, показатели, уровни развития творческого потенциала личности школьника;
Разработать и апробировать систему работы по развитию творческого потенциала школьников.
Примечание.
Мы не настаиваем, что именно такие задачи будут присущи любому исследованию. Определение задач зависит от темы и цели исследования.
Другая информация:
Условия развития творческих способностей школьников
Среди учебных предметов в школьном учебном курсе особое место занимают предметы гуманитарного цикла, особенно такие, целью которых является не простая передача информации, а приобщение учащихся к мировому искусству: музыка, изобразительное искусство, мировая художественная культура и, конечно же, л ...
Судьба церкви на западе и востоке на пороге средних веков
В первые 4—5 веков христианской эры судьбы Восточной и Западной половины Римской империи были и в историческом, и в образовательном отношении почти одинаковы. Еще не сказалось влияние таких факторов, которые должны были обусловить различную судьбу той и другой половины, а, вместе с тем, и различное ...
Характеристика инфекционных заболеваний: менингит, полиомиелит, корь, грипп
Менингит (от др.-греч. μῆνιγξ — мозговая оболочка) — гнойное или серозное воспаление оболочек головного мозга и спинного мозга, вызываемое бактериями, вирусами и другими причинами. Возникает как самостоятельное заболевание или как осложнение другого процесса. Наиболее ...