После определения объекта предмета проблемной темы необходимо сформулировать гипотезу будущей деятельности. Гипотеза – это предположение, в котором заключается модель предстоящей работы, система мер, технология, за счет которых ожидается повысить эффективность педагогического процесса.
Структура гипотезы выглядит следующим образом: «Если будут выполнены следующие условия (идет перечисление условий)…, то эффективность (результативность) педагогического процесса будет значительно выше существующей» (можно указать конкретно, в каких структурных новообразованиях личности (-ей), коллективов должны произойти положительные изменения).
Следующий шаг: формулирование задач (не более 3-4). Среди них выделите следующие:
а) какова сущность изучаемого явления, его признаки, показатели, уровни проявления;
б) как определить уровень проявления изучаемого явления;
в) как организовать опытно-педагогическую работу по проверке основной идеи, заложенной в гипотезе.
Проиллюстрируем сказанное конкретными примерами:
Проблемная тема «Развитие творческого потенциала личности учащегося».
Противоречие между необходимостью общества в творческих личностях и уровнем развития творческого потенциала у выпускников школ.
Проблема: поиск путей развития творческого потенциала учащихся.
Цель: определить сущность и содержание творческого потенциала личности школьника и проверить на практике эффективность применения системы работы по его развитию.
Объект: содержание творческого потенциала личности школьников.
Предмет: процесс развития творческого потенциала личности школьников.
Гипотеза: если работа по развитию творческого потенциала личности школьника будет строиться адекватно его структуре и содержанию, то процесс взаимодействия человека с объективной реальностью будет осуществляться с учетом потребностей и способностей каждой из систем взаимодействия, что обеспечит более комфортное существование человека в мире.
Задачи:
Определить сущность, содержание и структуру творческого потенциала личности;
Выявить критерии, показатели, уровни развития творческого потенциала личности школьника;
Разработать и апробировать систему работы по развитию творческого потенциала школьников.
Примечание.
Мы не настаиваем, что именно такие задачи будут присущи любому исследованию. Определение задач зависит от темы и цели исследования.
Другая информация:
Особенности работы социального педагога с подростками
В современных условиях в структуре учреждений дополнительного образования определились основные направления социально-педагогической деятельности. В системе учреждений дополнительного образования социальный педагог является ключевой фигурой по профилактике девиантного поведения подростков. Поэтому ...
Особенности школьного экономического образования в профильном обучении
Потребность в профессиональном самоопределении – одна из ведущих потребностей, она выступает как фактор развития личности. Одно из средств удовлетворения этой потребности в современной школе – дифференцированное обучение. В XX в. российская школа накопила немалый опыт в этой области. Достаточно пер ...
Методика обучения чтению и её роль в организации
учебно-воспитательного процесса на уроках чтения в старших классах
На связную письменную речь, к сожалению, не обращается достаточного внимания. Специальные исследования, проведенные В.Я. Ляудис и И.П. Негурэ, показали, что наиболее успешно овладение письменной речью идет в условиях продуктивной (творческой) деятельности учащегося. При этом необходимо организовать ...