Материалы » Организация деятельности педагога над проблемной темой » Определение логической структуры психолого-педагогического исследования и его научного аппарата

Определение логической структуры психолого-педагогического исследования и его научного аппарата

Страница 2

После определения объекта предмета проблемной темы необходимо сформулировать гипотезу будущей деятельности. Гипотеза – это предположение, в котором заключается модель предстоящей работы, система мер, технология, за счет которых ожидается повысить эффективность педагогического процесса.

Структура гипотезы выглядит следующим образом: «Если будут выполнены следующие условия (идет перечисление условий)…, то эффективность (результативность) педагогического процесса будет значительно выше существующей» (можно указать конкретно, в каких структурных новообразованиях личности (-ей), коллективов должны произойти положительные изменения).

Следующий шаг: формулирование задач (не более 3-4). Среди них выделите следующие:

а) какова сущность изучаемого явления, его признаки, показатели, уровни проявления;

б) как определить уровень проявления изучаемого явления;

в) как организовать опытно-педагогическую работу по проверке основной идеи, заложенной в гипотезе.

Проиллюстрируем сказанное конкретными примерами:

Проблемная тема «Развитие творческого потенциала личности учащегося».

Противоречие между необходимостью общества в творческих личностях и уровнем развития творческого потенциала у выпускников школ.

Проблема: поиск путей развития творческого потенциала учащихся.

Цель: определить сущность и содержание творческого потенциала личности школьника и проверить на практике эффективность применения системы работы по его развитию.

Объект: содержание творческого потенциала личности школьников.

Предмет: процесс развития творческого потенциала личности школьников.

Гипотеза: если работа по развитию творческого потенциала личности школьника будет строиться адекватно его структуре и содержанию, то процесс взаимодействия человека с объективной реальностью будет осуществляться с учетом потребностей и способностей каждой из систем взаимодействия, что обеспечит более комфортное существование человека в мире.

Задачи:

Определить сущность, содержание и структуру творческого потенциала личности;

Выявить критерии, показатели, уровни развития творческого потенциала личности школьника;

Разработать и апробировать систему работы по развитию творческого потенциала школьников.

Примечание.

Мы не настаиваем, что именно такие задачи будут присущи любому исследованию. Определение задач зависит от темы и цели исследования.

Страницы: 1 2 

Другая информация:

Особенности работы социального педагога с подростками
В современных условиях в структуре учреждений дополнительного образования определились основные направления социально-педагогической деятельности. В системе учреждений дополнительного образования социальный педагог является ключевой фигурой по профилактике девиантного поведения подростков. Поэтому ...

Особенности школьного экономического образования в профильном обучении
Потребность в профессиональном самоопределении – одна из ведущих потребностей, она выступает как фактор развития личности. Одно из средств удовлетворения этой потребности в современной школе – дифференцированное обучение. В XX в. российская школа накопила немалый опыт в этой области. Достаточно пер ...

Методика обучения чтению и её роль в организации учебно-воспитательного процесса на уроках чтения в старших классах
На связную письменную речь, к сожалению, не обращается достаточного внимания. Специальные исследования, проведенные В.Я. Ляудис и И.П. Негурэ, показали, что наиболее успешно овладение письменной речью идет в условиях продуктивной (творческой) деятельности учащегося. При этом необходимо организовать ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru