Метод воспитания – это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств.
Метод воспитания – это способ действия воспитателя. Воспитатель может действовать по-разному:
- «воздействовать на ребенка», и тогда маленький человек будет представляться ему «мягким воском»;
- «противодействовать», то есть искоренять что-то дурное в ребенке, бороться с его представлениями и взглядами;
- «содействовать», значит помогать;
- «взаимодействовать», то есть сотрудничать, действовать одновременно с ребенком, «рука в руку» (C.А.Смирнов).
Метод воспитания в педагогике рассматривается как способ достижения заданной цели на основе организации педагогически целесообразного взаимодействия воспитателя и воспитанника.
В.А. Караковский предлагает классификацию методов, выбирая в качестве основного критерия ведущее средство воспитания:
1. Воспитание словом.
2. Воспитание делом.
3. Воспитание ситуацией.
4. Воспитание игрой.
5. Воспитание общением.
6. Воспитание отношениями.
В классификации С.А.Смирнова, где предметом воспитания выступает социальный опыт ребенка, выделены следующие группы методов:
- методы формирования социального опыта детей;
- методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения;
- методы самоопределения личности ребенка;
- методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе.
В классификации Г.И.Щукиной главным критерием является функция метода по отношению к деятельности, поэтому автор выделяет следующие группы методов:
- методы формирования сознания;
- методы формирования положительного опыта поведения в процессе деятельности;
- методы стимулирования деятельности.
Другая информация:
Характеристика некоторых педагогических технологий
Как уже было отмечено, начало технологизации педагогической сферы было связано с внедрением в образовательный процесс программированного обучения. К организации такого обучения предъявляются определенные требования, среди которых: разбивка предполагаемого учебного материала на минимальные дозы, нал ...
Особенности развития пространственного мышления в младшем школьном возрасте
Пространственные понятие и пространственное воображение ребенка являются предпосылками для формирования его пространственного мышления и обеспечиваются различными психическими процессами, такими как восприятие (первоосновой которого являются ощущения), внимание, память, воображение при обязательном ...
Развитие познавательной активности
Вопросы активизации учения учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества учения как деятельности зависит ...