2. Ролевую игру нужно хорошо подготовить с точки зрения, как содержания, так и формы, четко организовать. Важно, чтобы учащиеся были убеждены в необходимости хорошо исполнить ту или иную роль. Только при этом условии их речь будет естественной и убедительной.
3. Она непременно проводится в доброжелательной, творческой атмосфере, вызывает у школьников чувство удовлетворения, радости. Чем свободнее чувствует себя ученик в ролевой игре, тем инициативнее он будет в общении. Со временем у него появится чувство уверенности в своих силах, в том, что он может исполнять разные роли.
4. Игра организуется таким образом, чтобы учащиеся могли в активном речевом общении с максимальной эффективностью использовать отрабатываемый языковой материал.
5. Учитель должен сам верить в ролевую игру, в ее эффективность, тогда он сможет добиться хороших результатов.
6. Создание благоприятной, доброжелательной атмосферы на занятии.
При проведенении эксперимента нами была проведена анкета для учащихся, целью которой являлось определение общего состояния ученика, его стремление «командовать» или «подчиняться» при проведении ролевой игры.
Критериями оценки являются следующие показатели:
За ответ «а» - 2 балла;
За ответ «б» - 1 балла;
За ответ «в» - 0 балла.
Если учащийся набирает от 7 до 10 баллов, то ему больше подходят главные роли, если от 4 – 7 баллов, то ему можно предложить роль второстепенного героя, если меньше 4 баллов, то ему подходит роль героя третьего плана.
Результаты анкетирования были учтены при распределении ролей. ( Приложение №6)
По итогам анкетирования мы убедились в том, что большинство учеников в той или иной степени могут участвовать лишь в качестве персонажей третьего плана.
Контрольный эксперимент
Цель: выявление уровня сформированности навыков диалогической речи.
Методы исследования: беседа, наблюдение.
По окончании нашей работы были проведены две методики: беседа и наблюдение, которые были составлены согласно первоначальным.
Для выявления уровня сформированности диалогических навыков нами была проведена беседа. Учащимся был предложен текст, после которого они должны были обсудить прочитанное в парах.
Критерии оценки беседы были следующие:
Высокий уровень – быстро реагирует на реплику, грамматически правильно и полно строит высказывания;
Средний уровень – реагирует на вопросы, правильно строит высказывания, но при это не полно отвечает на вопросы;
Низкий уровень – медленно вступает в беседу, неправильно строит высказывания, не полно отвечает на поставленные вопросы.
В экспериментальном классе три человека показали высокий уровень, семь человек – средний и два человека – показали низкий уровень.
Также нами было проведено наблюдение, в результате в экспериментальном классе высокий уровень показали два человека, средний – пять и низкий уровень показали пять человек.
Мы оценивали учащихся по следующим критериям:
Высокий уровень - 6 -7 показателей проявляется;
Средний уровень- 4-5 показателей проявляются;
Низкий уровень – меньше 4 показателей проявляются.
Таким образом, после проведения всех методик нами было выявлено, что в экспериментальном классе уровень сформированности диалогических навыков вырос.
Рассмотрев сущность ролевой игры и методику ее проведения, мы можем сделать следующий вывод: ролевая игра служит неотъемлемым компонентом урока иностранного языка, так как в процессе игры ребенок свободно общается со сверстниками и с учителем, при этом активно формируется диалогическая речь школьника. Но для более удачного проведения ролевая игра должна быть хорошо продумана учителем и детьми.
Ролевая игра является ценным источником живого интереса к изучению и овладению иностранным языком.
Поэтому использование ролевых игр как средства развития диалогической речи на уроках повышает эффективность учебного процесса, развивает как грамматический, так и лексический запас слов, помогает сохранить интерес учащихся к изучаемому предмету на всех этапах обучения.
Другая информация:
Содержание понятий "патриотизма" и "гражданственности"
Педагогу, начинающему заниматься проблемой формирования гражданской компетентности, прежде всего необходимо знание терминологии, ключевых понятий гражданского и патриотического образования. Впервые слово "патриот" появилось в период Французской революции 1789-1793 гг. Патриотами тогда себ ...
Эпос как род литературы
Словесно-художественные произведения издавна принято объединять в три большие группы, именуемые литературными родами. Это эпос, драма и лирика. Хотя и не все созданное писателями (особенно в XX в) укладывается в эту триаду, она поныне сохраняет свою значимость и авторитетность в составе литературов ...
Сущность семьи и брака
Семья малая - социально-психологическая группа, члены которой связаны брачными и родственными отношениями, взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлено потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения. Для одних семья – оплот, надежный ...