Нет утвержденной формы описания содержания для учителя. На данный момент авторами программы РО разработаны две формы. Форма №1 описания содержания состоит из двух таблиц. В первой представлены циклы учебных ситуаций, предметные знания и действия, которые учащиеся должны приобрести и освоить как результат изучения темы (единицы содержания курса). Как отдельный элемент выделены "основные способы действий, построенные учащимися при решении учебных задач". Вторая таблица иллюстрирует переход от "старого" (готового) знания к "новому" (еще не оформленному). Удобна эта таблица тем, что в ней фиксируются знания учащихся, на которые учитель может опираться для формирования новых, ситуации перехода от готовых знаний к неизвестным.
Недостатки первой формы заключаются в:
Трудности заполнения (например, в колонке "основные способы действий .", трудно верно выделить основания для "нового" знания);
Форма может использоваться только при условии того, что урок проходит без непредвиденных ситуаций;
Отсутствие авторами фиксации средств, помогающих оформить "новое" знание.
Форма №2 представляет собой описание решения задач, в ходе которого говориться о том, с какой целью решается задача, какие средства нужно использовать при ее решении, на какие знания опираться. Недостаток заключается в том, что данная форма не является наглядной.
Преимущество первой формы по сравнению со второй заключается в том, что первая форма отражает замысел авторов и логику движения по материалу, а также в том, что в ней разделены знания и действия относительного каждого из имеющихся циклов.
По нашим представлениям форма описания содержания должна удовлетворять следующим требованиям:
В форме должны быть представлены логика строения материала и замысел авторов;
Степень важности использования во время урока тех или иных средств (например, знаковых), которая определяется замыслом;
Доступность изложенного материала для понимания учителя;
Наличие в форме стандартных ситуаций, определяемых замыслом, и возможных "ловушек".
Под "ловушками" понимаются такие моменты урока, которые могут возникнуть в ходе урока, но не предусмотрены в замысле авторов. Описание "ловушек" появляется в процессе анализа материала, соотнесение предложенного авторами программы содержания и особенностей конкретного класса, или как элемент прошедшего урока (реальной ситуации, которая была на уроке).
В рамках написания курсовой работы в 2003 году мы разработали еще одну форму оформления содержания. Данная разработка была выполнена на материале темы "Решение линейных уравнений", при этом был использован текст методических рекомендаций, предложенный авторами, т.е. форма описания №2. На наш взгляд она является наиболее удобной для применения ее учителем. Она состоит из таблицы, в которой зафиксированы этапы решения учебной задачи, замысел урока (описание заданий так, как они предлагаются авторами), комментарии к замыслу (описание требований к выполнению заданий), "ловушки" (ситуации урока, которые непредусмотрены в замысле), возможный выход из них.
В 2004 году мы разработали методические рекомендации для учителя по теме "Линейная функция". Исходной формой для оформления содержания для нас стала разработка 2003 года. Поскольку методические рекомендации для учителя должны отражать не только урочные ситуации, но и логику разворачивания материала, то мы трансформировали форму описания содержания №1. Таким образом, методическое обеспечение для учителя по теме "Линейная функция" состоит из трех таблиц.
Таблица №1. Отражает логику введения понятия функция, краткое содержание изучения понятия на каждом из этапов преодоления затруднений, результаты – умения, которые возможно приобретут учащиеся после прохождения этапа.
Таблица №2 Состоит из четырех разделов:
Название этапа решения учебной задачи
Задание (базовое задание этапа)
Предметный аспект содержания понятия
Методический аспект содержания понятия (описание предполагаемых действий учащихся)
"На что следует обратить внимание учителю" (рекомендации по организации некоторых затруднительных ситуаций).
Таблица №3. Задачник для учителя
Базовые задания предназначены для решения их на уроках (позволяют осуществлять движение по этапам);
Контрольно-оценочные задания (отличаются от базовых тем, что решая их учащиеся должны самостоятельно применить способ, обнаруженный при выполнении базового задания);
Другая информация:
Народная игрушка. История
и современность
Народная игрушка, как и игрушка вообще, является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса. Через игру и игрушку ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе. Мир народной игрушки разнообразен, удивителен и во многом неповторим. Путешествую по нему, мы можем переме ...
Гуманистический подход
Следующий подход, определяющий социокультурные основания образования, связан с его гуманизацией и гуманитаризацией. Поэтому педагогический процесс нуждается в его осмыслении с философско-этических позиций, феноменальность которых основывается на выводе о том, что XX век вошел в историю человечества ...
Учебная программа кружка «Веселый бисер»
На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Народное искусство сохраняет традиции преемственности поколений, влияет на формирование художественных вкусов. Основу декоративно-прикладного искусства составляет творческий ручной труд мастер ...