Развитие способности предвосхищать будущее, как одной из ведущих компонентов педагогических способностей, становится одной из важнейших задач подготовки будущих учителей. Пути воспитания этих способностей мы видим в обучении анализу педагогических средств с точки зрения их пригодности для реализации воспитательных средств, выяснению причин неуспеха в воспитании, выяснению условий положительного стимулирования. Такой педагог уже сможет выступить в качестве управляющего мыследеятельностью студентов.
Характерным показателем творческого педагога мы считаем умение импровизировать. Как бы тщательно ни был спланирован урок, без импровизации не обойтись. Она становится своеобразным регулятором, позволяющим проецировать замысел учителя на реальный педагогический процесс, обеспечить воплощение замысла и оперативную корректировку действия в ходе общения. Педагогическая импровизация обладает общеэвристическими чертами и в определенной степени сходна с творчеством актера. Для того чтобы воспитать импровизирующего педагога, на наш взгляд, необходимо формировать у него умение оперативно принимать решения, творчески и нестандартно мыслить.
Две важнейшие функции педагога - объяснение и предвидение. Функция объяснения основана на выяснении сущности явлений, их характера и особенностей. Функция предвидения представляет собой дальнейшее развитие функции объяснения, она обращена в будущее. Предвидение хода и развития педагогического процесса или явления основано на понимании их сущности. Без предвидения невозможно управление учебно-воспитательным процессом. Главная функция педагогических средств - развить у студентов потребность в познавательной деятельности и ее результатах и на этой основе обеспечить им успех в учении. Но это становится возможным в том случае, если используемые педагогические средства выполняют роль положительных стимулов. Будущий педагог должен научиться определять, какие средства играют роль положительных стимулов для той или иной педагогической ситуации.
Таким образом, педагогическая деятельность предоставляет возможность активизации творчества педагога, для реализации которой необходимы самостоятельность, осознанность, рефлексивность, стремление к саморазвитию и самосовершенствованию. Материальным носителем целей профессиональной деятельности педагога являются конкретные педагогические задачи, инициирующие творческую активность педагога. Творческий характер педагогической деятельности проявляется не только в способах принятия решений и разрешения проблемных ситуаций, но и в реализации программы самосовершенствования, определяющих степень профессиональной самореализации педагога.
Развитие направленности личности будущего учителя - это сложный процесс, начинающийся и продолжающийся за пределами института. Он зависит от многих факторов - уровня культурного развития семьи, качества школьного образования, воздействия социокультурной среды. С одной стороны, в вуз приходит личность, обладающая определенным уровнем той или иной направленности. С другой стороны, направленность и основные свойства человека формируются в основном в юности, так как именно в этот период личность максимально открыта для внешнего мира и еще не совсем научилась контролировать свои эмоции. Поэтому, при развитии творческой направленности личности будущего учителя необходимо воздействовать и на эмоциональную сферу.
Итак, творческая направленность будущего учителя должна определяться постоянной и устойчивой потребностью в творческой самореализации, стремлением к творческой самостоятельности, умением применять умения и навыки в творческой деятельности, активностью, целенаправленностью, стремлением к самосовершенствованию, умением управлять художественным развитием детей. В конечном счете, творческая направленность определяет динамику творческого процесса в сфере профессиональной деятельности будущих учителей.
Уникальность специальности "преподаватель технологии и предпринимательства" призвана творческую направленность поставить на первое место в спекторе вариантов технологической подготовки студентов. Сегодняшнее образование должно готовить студентов к быстро изменяющимся условиям жизни, полноценной самореализации в будущей трудовой деятельности. Темпы технологического и научно-технического прогресса ныне таковы, что знания устаревают уже в течение трех-пяти лет. Изменяется и роль учителя технологии в процессе обучения. Его творческая направленность определяет динамику в силе профессиональной деятельности. Он все в большей мере становится гидом и организатором познавательной деятельности студентов, и одновременно, помощником в освоении новых технологий.
Другая информация:
Перспективы развития системы образования Пензенской области на 2011 год
В 2010/11 учебном году региональная образовательная политика выстраивается в соответствии с задачами развития образования Концепции–2020, основными направлениями развития общего образования, сформулированными в национальной образовательной инициативе "Наша новая школа". Реализация приорит ...
Компенсаторные возможности детей с нарушенным зрением
Компенсация слепоты является сложным психическим образованием, системой психических процессов и свойств личности, которая формируется в процессе роста и развития ребенка. Любой дефект, т.е. физический или психический недостаток, следствием которого является нарушение нормального развития, с неизбеж ...
Принципы и механизмы Триз
Существуют принципы на которых основывается данная технология, они отражают сильные ее стороны и помогают избежать ошибок при ее реализации. 1. Принцип преодоления психологической инерции. Этот принцип предполагает применение средств управления психологическими факторами. Способы преодоления психол ...