Особое место в эксперименте занимал метод анализа конкретных проблемных ситуаций правового характера, создание воспитывающей среды, на основе проблемных ситуаций, суть которого состояла в том, что мы искусственно создавали в учебном процессе ситуации заимствованные из профессиональной практики.
В ходе экспериментального обучения обоснованно пришли к выводу, что сформированные правовые ценности, правовые знания, умения и навыки, полученные студентами в процессе изучения спецкурса, лично значимы, более весомые, глубоко пережитые, а, следовательно, более ценные для студентов.
В процессе формирования правовой культуры в экспериментальных группах главным являлось направленное воздействие на выделенные структурные компоненты правовой культуры с целью формирования когнитивного (интеллектуального), мотивационно-ценностного и регулятивного компонентов правовой культуры учащихся.
С целью повышения достоверности эксперимента были выделены три экспериментальные группы и одна контрольная группа. В экспериментальной группе «ЭГ-1» проверялась эффективность модели формирования правовой культуры учащихся колледжа в целом, с учетом всего комплекса выделенных нами педагогических условий. В экспериментальной группе «ЭГ-2» - эффективность первого и третьего условия (создание воспитывающей среды на основе проблемного обучения правового характера, целенаправленное включение учащихся в учебную деятельность с применением активных методов обучения, направленных на актуализацию правовых функций). В экспериментальной группе «ЭГ-3» проверялась эффективность введения второго и третьего педагогического условия (формирование ценностно-правовых ориентаций учащихся колледжа путем введения спецкурса, целенаправленное включение учащихся в учебную деятельность с применением активных методов обучения, направленных на актуализацию правовых функций).
В ходе исследования проанализированы изменения по отдельным критериям, характеризующим уровень сформированности правовой культуры учащихся колледжа: правовые знания, умения и навыки, уважение к праву, уровень нравственных и правовых ценностей; сформировать гуманистических жизненных установок, проявления правовой культуры в общении, в поведении, убеждении, выработку привычки к соблюдению правовых предписаний, выбор правильного, с точки зрения правовых требований общества, поведения и совершения соответствующих поступков; умения и навыки отстаивать свои законные права и интересы (табл. 3).
Таблица 3. Распределение студентов по уровням сформированности правовой культуры в ходе формирующего этапа эксперимента
Группы |
Уровни сформированности правовой культуры |
К-во человек в группе | |||||
Низкий |
Средний |
Высокий | |||||
к-во |
% |
к-во |
% |
к-во |
% | ||
ЭГ-1 (Н) |
11 |
37,93 |
12 |
41,38 |
6 |
20,69 |
29 |
ЭГ-1 (К) |
5 |
17,24 |
7 |
24,14 |
17 |
58,62 |
29 |
ЭГ-2 (Н) |
9 |
36,00 |
10 |
40,00 |
6 |
24,00 |
25 |
ЭГ-2 (К) |
5 |
20,00 |
7 |
28,00 |
13 |
52,00 |
25 |
ЭГ-3 (Н) |
10 |
34,48 |
12 |
41,38 |
7 |
24,14 |
29 |
ЭГ-3 (К) |
5 |
17,24 |
10 |
34,48 |
14 |
48,28 |
29 |
КГ-1 (Н) |
10 |
41,67 |
9 |
37,50 |
5 |
20,83 |
24 |
КГ-1 (К) |
9 |
37,50 |
10 |
41,67 |
5 |
20,83 |
24 |
Другая информация:
Семейный бюджет в системе экономических знаний
Изучая экономические механизмы, созданные человечеством для повышения своего благосостояния, легко упустить из виду, для чего нужна вся экономика как таковая и ради кого она функционирует. Между тем у экономики есть только два «генеральных заказчика» - семья и государство. Изучение семейного бюджет ...
Цели посещения уроков администрацией школы
1. Цели обучения, связанные с обеспечением усвоения учащимися знаний, умений, навыков, способов различных видов деятельности, особенно - учебно-познавательной. Например, усвоение учащимися законов, свойств, признаков, понятий, особенностей и т.д. 2. Цели воспитания, связанные с процессом формирован ...
Организационные формы проведения занятий и виды активных методов обучения в
изучении экономики в школе
Исходный дидактический принцип построения учебного курса экономики – наличие учебной концепции, в соответствии с которой отбираются и выстраиваются традиционные вопросы данной науки. Выработка учебной концепции и есть то, что образует индивидуальность учебного курса данного преподавателя. Только пр ...