апробировать разработанный комплекс педагогических условий эффективного формирования правовой культуры;
внедрить модель в образовательный процесс колледжа.
В ходе эксперимента опробован комплекс педагогических условий эффективного формирования правовой культуры учащихся колледжа, проверялась эффективность внесенных в образовательный процесс изменений в соответствии с разработанной моделью. Это - внедрение воспитывающей среды на основе проблемного обучения правового характера, формирование ценностно-правовых ориентаций учащихся колледжа путем введения спецкурса; целенаправленное включение учащихся в учебную деятельность с применением активных методов обучения, направленных на актуализацию правовых функций.
Задачи методики формирования правовой культуры на данном этапе:
создать основу для формирования современного правового мышления; способствовать формированию социальных, нравственных и правовых ценностей;
сформировать социально-правовую активность и умения в применении положений законов;
повысить уровень правового сознания;
выработать активную правовую позицию.
Спецкурс был введен как элемент дополнительного образования, как форма организации деятельности учащихся, направленной на формирование ценностно-правовых ориентаций, который является социально значимым механизмом, позволяющим не только повышать знания о правовых и моральных ценностях, но и превращать их в личные убеждения.
В программе материал разделен на разделы-темы; установлен порядок и методика работы с ними; в каждой теме выделены содержательные блоки, главные понятия, основные идеи; все формы проведения занятий четко структурированы; при изучении правовой дисциплины установлена связь между теорией и практикой; принцип субъекта деятельности, который особенно важен при стимуляции внутреннего потенциала учащегося.
Руководствуясь целью и задачами исследования, была разработана соответствующая программа спецкурса «Основы государства и права», которая изучалась с учащимися экспериментальной группы.
Предлагаемая модель (схема 1) не только отражает уровни развития правовой культуры, но и формирует основные стратегические задачи для образовательных учреждений, целенаправленно реализующих правовую социализацию молодежи.
Схема 1. Модель формирования правовой культуры учащихся колледжа
Для формирования ценностно-правовых ориентаций были апробированы методики анализа и моделирования конкретных правовых ситуаций, тематическую дискуссию, метод правотворчества и др. Создание воспитывающей правовой среды обеспечивало целеустремленное и систематическое воздействие на сознание и культуру поведения учащихся, выработку у них чувства уважения к праву и привычки соблюдения права на основе личного убеждения.
Для формирования правовых взглядов, понятий, убеждений, использовались методы формирования правосознания личности. Данные методы очень важны для успешного прохождения важного этапа воспитательного процесса – формирование чувств, эмоционального переживания, знаний взаимосвязи права и морали, требуемого правомерного поведения.
Организация активной правовой деятельности учащихся экспериментальной группы посредством самостоятельного составления правовых документов (гражданско-правового договора, искового заявления, приказов) способствовало применению метода правотворчества. Результаты применения активных методов обучения показали, что учащихся усваивали правовые нормы лучше тогда, когда они были включены непосредственно в деятельность, направленную на решение практических задач по применению юридических норм.
Основными формами экспериментальной работы явились коллективные, индивидуальные, самообучение.
В ходе экспериментального обучения с применением активных методов и форм было установлено, что названные формы и методы являются эффективным средством правового обучения, получения прочных правовых знаний, умений, навыков правомерного поведения и, соответственно эффективным способом формирования правовой культуры учащихся.
Другая информация:
Методика совершенствования работы по воспитанию экологической культуры у старших
дошкольников
На этапе формирующего эксперимента была разработана методика работы по воспитанию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. Методика построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности ребёнка, умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видет ...
Результаты опытно-экспериментальной работы по развитию музыкального
мышления младших школьников
Сравнивая исходный и конечный результаты уровня развитости у учеников музыкального мышления, в процессе опытно-экспериментальной работы, можно выявить динамику роста. Результаты такого сравнения в экспериментальной группе, приведены в таблице № 3: Таблица № 3. Уровни развитости музыкального мышлени ...
Понятие учреждений дополнительного
образования, их цели, задачи и функции. Различия школьного и
дополнительного образования
Весь мир нуждается в радикальных изменениях, обновлении и обогащении духовной культуры, развитии новых технологий, формировании особого типа личностей, способных по-новому решать сложнейшие проблемы выживания цивилизации, умеющих изобретать и творить во имя украшения собственной жизни и жизни други ...