Обучающееся и традиционное общество – это две противоположности, два противопоставления. Обучающееся общество, которое приходит на смену традиционному, живет и развивается в соответствии с концепцией «образование через всю жизнь» или «учение длинною в жизнь», то есть процесс образования человека не должен быть определен какими-либо интервалами времени. Данная концепция относится ко всему жизненному циклу человека (с раннего детства до пенсионного возраста) и предполагает, что у человека есть желание и возможности учиться не только по мере необходимости, например профессиональной, но и исходя из своей гражданской позиции, исходя из внутренней потребности в новых знаниях, навыках, умениях. Традиционное общество живет по другому принципу: «образование на всю жизнь». Жизнь человека в таком обществе четко подразделена на периоды учебы и периоды работы, то есть образование получается один раз и только формально, при этом полученных знаний должно хватить на всю оставшуюся жизнь.
В традиционном обществе обучение происходит преимущественно в стенах высших учебных заведений, то есть учебная деятельность главным образом сосредоточена в системе формального образования, остальным же категориям не уделялось практически ни какого внимания, а основными источниками знаний являются книги, учебники и другие печатные материалы, доступные в библиотеках. В новом обучающемся обществе обучение и трудовая деятельность происходят параллельно и взаимосвязано и во всех социальных институтах, то есть формальное и неформальное образование являются равноправными участниками процесса, и, следовательно, результаты образования, полученные в любых формах как набор индивидуальных компетенций, должны не только учитываться, но и взаимодополнять друг друга. Основные источники знаний – централизованно разрабатываемые и бесплатно доступные через Интернет электронные образовательные ресурсы, базы данных и знаний, используемые как в учебной, так и в реальной научной и производственной деятельности.
Центральное место в традиционном обществе занимает система регулярного образования – обучение в школе. Получается, школа – главный источник знаний, база для всей дальнейшей жизни. в обучающемся же обществе не существует ярко выделенных центров, все образовательные институты интегрированы в единую систему и взаимосвязаны между собой.
Еще одно отличие – это то, что в традиционном обществе решающим фактором, определяющим качество и степень образования, возможность трудоустройства, а так же продолжения образования на более высоком уровне и всю его дальнейшую профессиональную сторону жизни является наличие диплома. В обучающемся обществе успех или неуспех учебной деятельности на каком-то из ее этапов не является решающим фактором для жизнедеятельности человека.
На современном этапе произошли большие изменения в обществе и образовании. Кроме того что традиционное общество сменилось обучающимся, но на основании этого, как было сказано ранее, изменился и сам статус образования в социальной жизни. оно превратилось в сферу образовательных услуг, на которую в значительной мере распространяется действие законов рынка (спрос и предложение, конкуренция, маркетинг и т.д.).
Сферу образовательных услуг характеризует ряд специфических черт, отличающих ее от традиционной системы образования: разнообразие содержания, видов, форм, методов обучения; большая степень «открытости», то есть свободы выбора уровня, места, времени, стоимости, сроков, содержания, форм, методов обучения; ориентация на запросы клиентов, или потребителей, когда не они приспосабливаются к имеющимся образовательным услугам, а, наоборот, создаются такие образовательные услуги, которые необходимы потребителю; проблемы обеспечения качества предоставляемых образовательных услуг; высокая степень конкуренции между различными видами услуг; введение платных образовательных услуг.
Другая информация:
Основные направления введения понятия функции в
школьном курсе математики
В современном школьном курсе математики ведущим подходом считается генетический с добавлением элементов логического. Формирование понятий и представлений, методов и приёмов в составе функциональной линии в системе обучения строится так, чтобы внимание учащихся сосредотачивалось на: 1) выделенных и ...
Предпосылки к овладению процессом чтения, в норме
Чтение - одна из сложных и значимых форм речевой деятельности человека, которая выполняет психологические и социальные функции. В настоящее время чтение рассматривается как одна из высших интеллектуальных функций, как целенаправленная деятельность, которая может изменять взгляды, углублять понимани ...
Отношение обучаемых к современным информационно-педагогическим технологиям
В настоящее время уровень внедрения новых технологий и дистанционных форм обучения в образовательный процесс вузов России не соответствует требованиям социального заказа на подготовку высококлассных специалистов для информационного общества. Полученные в ходе выборочного анкетирования данные нагляд ...