Обучающееся и традиционное общество – это две противоположности, два противопоставления. Обучающееся общество, которое приходит на смену традиционному, живет и развивается в соответствии с концепцией «образование через всю жизнь» или «учение длинною в жизнь», то есть процесс образования человека не должен быть определен какими-либо интервалами времени. Данная концепция относится ко всему жизненному циклу человека (с раннего детства до пенсионного возраста) и предполагает, что у человека есть желание и возможности учиться не только по мере необходимости, например профессиональной, но и исходя из своей гражданской позиции, исходя из внутренней потребности в новых знаниях, навыках, умениях. Традиционное общество живет по другому принципу: «образование на всю жизнь». Жизнь человека в таком обществе четко подразделена на периоды учебы и периоды работы, то есть образование получается один раз и только формально, при этом полученных знаний должно хватить на всю оставшуюся жизнь.
В традиционном обществе обучение происходит преимущественно в стенах высших учебных заведений, то есть учебная деятельность главным образом сосредоточена в системе формального образования, остальным же категориям не уделялось практически ни какого внимания, а основными источниками знаний являются книги, учебники и другие печатные материалы, доступные в библиотеках. В новом обучающемся обществе обучение и трудовая деятельность происходят параллельно и взаимосвязано и во всех социальных институтах, то есть формальное и неформальное образование являются равноправными участниками процесса, и, следовательно, результаты образования, полученные в любых формах как набор индивидуальных компетенций, должны не только учитываться, но и взаимодополнять друг друга. Основные источники знаний – централизованно разрабатываемые и бесплатно доступные через Интернет электронные образовательные ресурсы, базы данных и знаний, используемые как в учебной, так и в реальной научной и производственной деятельности.
Центральное место в традиционном обществе занимает система регулярного образования – обучение в школе. Получается, школа – главный источник знаний, база для всей дальнейшей жизни. в обучающемся же обществе не существует ярко выделенных центров, все образовательные институты интегрированы в единую систему и взаимосвязаны между собой.
Еще одно отличие – это то, что в традиционном обществе решающим фактором, определяющим качество и степень образования, возможность трудоустройства, а так же продолжения образования на более высоком уровне и всю его дальнейшую профессиональную сторону жизни является наличие диплома. В обучающемся обществе успех или неуспех учебной деятельности на каком-то из ее этапов не является решающим фактором для жизнедеятельности человека.
На современном этапе произошли большие изменения в обществе и образовании. Кроме того что традиционное общество сменилось обучающимся, но на основании этого, как было сказано ранее, изменился и сам статус образования в социальной жизни. оно превратилось в сферу образовательных услуг, на которую в значительной мере распространяется действие законов рынка (спрос и предложение, конкуренция, маркетинг и т.д.).
Сферу образовательных услуг характеризует ряд специфических черт, отличающих ее от традиционной системы образования: разнообразие содержания, видов, форм, методов обучения; большая степень «открытости», то есть свободы выбора уровня, места, времени, стоимости, сроков, содержания, форм, методов обучения; ориентация на запросы клиентов, или потребителей, когда не они приспосабливаются к имеющимся образовательным услугам, а, наоборот, создаются такие образовательные услуги, которые необходимы потребителю; проблемы обеспечения качества предоставляемых образовательных услуг; высокая степень конкуренции между различными видами услуг; введение платных образовательных услуг.
Другая информация:
Особенности грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи
Ведущим механизмом формирования грамматического строя речи является овладение ребенком закономерностями языка, что позволяет трансформировать смысл в речевые действия. Грамматические операции процесса порождения речи является чрезвычайно сложными и предполагают достаточно высокий уровень развития а ...
Разработка программы по развитию музыкальных способностей школьников в
детском музыкальном театре
Программа кружка «Музыкальный театр» Пояснительная записка В настоящее время многие школьники не задумываются о том, как они проводят свое свободное время, время свободное от учебных занятий. Чаще всего это просмотр телевизора, игры на компьютере или бессмысленное брождение по улицам. Зачастую, род ...
Характеристика среднего школьного возраста
Средний школьный возраст (от 10-11 до 15 лет) – переходный от детства к юности. Он совпадает с обучением в школе второй ступени (V – IX кл.) и характеризуется общим подъёмом жизнедеятельности и глубокой перестройкой всего организма. Душевный мир подростка характеризуется психологией полуребёнка – п ...