Сфера образовательных услуг обладает большей степенью автономности, самостоятельности. Она превращается в социальную организацию, обслуживающую заказчиков, в первую очередь в лице отдельных индивидов, затем социальных групп, социальных институтов, в том числе и государства, а так же общества в целом. Таким образом, главное изменение роли образования в жизни человека и общества заключается в том, что оно из социального института, составляющего часть государственного устройства, устанавливающего свои принципы и диктующего свою волю, все больше превращается в сферу услуг, действующую по заказу вышеперечисленных субъектов общественного развития. Естественно, образовательные институты так же являются субъектами сферы образовательных услуг и имеют свои запросы, требования и принципы деятельности, которые необходимо учитывать как обучающим, так и обучающимся. Но в любом случае, главным потребителем современного обучающегося общества, на которого ныне ориентируется сфера образовательных услуг, остается, в первую очередь, человек с его индивидуальными образовательными потребностями. Если анализировать характеристику обучающегося и традиционного общества, то отчетливо видно, что обучающееся общество строится на системе непрерывного образования. Но почему произошло изменение общества, соответственно, почему возникла необходимость в системе непрерывного образования? Для этого есть, по крайней мере, две основные причины:
1. Информация, знания, а так же мотивация к их постоянному обновлению и навыки, необходимые для этого, становятся решающим фактором развития общества и с этой точки зрения востребованы им;
2. Требования конкурентоспособности и эффективного трудоустройства абсолютно понятны гражданам и являются мощным мотивом для их образования.
Итак, делая сравнительную характеристику обучающегося и традиционного общества, мы выявили ряд различий между ними. Так в традиционном обществе жизнь человека четко подразделена на период учебы и период работы, а учебная деятельность главным образом сосредоточена в системе формального образования, центральное место занимает система регулярного образования (школоцентризм), а решающим фактором, определяющим возможность трудоустройства, является наличие диплома. В обучающемся обществе, напротив, между периодами учебы и работы нет отчетливых временных границ, то есть учебная деятельность – пожизненный процесс, который совершается во всех социальных институтах, все образовательные институты интегрированы в единую систему, а успех или неуспех учебной деятельности на каком-то из ее этапов не является решающим фактором для жизнедеятельности человека. В настоящее время произошел переход от традиционного общества к обучающемуся, которое строится на системе непрерывного образования.
В данной главе мы рассмотрели специфику образовательного сервиса на современном этапе, его основные проблемы, достоинства и тенденции развития. Так же мы дали характеристику традиционному и обучающемуся обществу, выявив при этом их ключевые различия. И сравнили специфику сферы образовательных услуг в обучающемся и традиционном обществе, сделав вывод, что общество пришло к системе непрерывного образования, соответственно став при этом обучающимся.
Другая информация:
Психологические особенности
формирования вокально-хоровых навыков у детей младшего школьного возраста
Анализ готовности личности к любому виду деятельности показывает необходимость формирования ее способностей. Данной проблеме посвящены многочисленные научные исследования. Так, в исследованиях Е.И. Роговой, К.К. Платонова, В.Д. Шадрикова, Б.М. Теплова и др. отмечается, что способности представляют ...
Игрушки из глины
Обилие рек с обрывистыми берегами, глинистые почвы в Нечерноземье, поля, прорезанные оврагами, давали возможность без особого труда добывать глину и иметь чистый речной песочек для смешивания с глиной, чтобы она стала более пластичной. Обычно с осени глина заготавливалась на долгий зимний период, с ...
Основные принципы взаимодействия ребёнка и педагога в пространстве музыки
Эффективное руководство развитием музыкального мышления возможно на основе личностного подхода, обеспеченного адекватным содержанием и методами музыкального образования. Говоря словами Л.С. Выготского, – формирование личности обусловлено человеческим общением. Человек имеет свои интересы, желания, ...