Третье средство обучения взаимодействию учащихся – организация их самоуправления, трактуемого А. В.Мудриком как решение вопросов жизнедеятельности коллектива его полномочными представителями — постоянным (официальным) и сменным (инициативным) активом.
Следующее средство обучения старших подростков взаимодействию
— это организованное общение, т. е. специально планируемые и органи- зуемые педагогом формы коллективного общения, направленные на "окультуривание" коммуникативного опыта воспитанников.
Выделяют два вида условий обучения взаимодействию:
1) внешние:
- благоприятный психологический климат в группе;
- готовность педагога к обучению взаимодействию;
- наличие совместной деятельности и цели;
2) внутренние:
-интеллектуальная, психологическая, социальная готовность воспитанников к взаимодействию;
- мотивация воспитанников;
- принятие групповых норм и ценностей участниками группы .
Эффективности обучения групповому взаимодействию старших подростков способствует:
1) готовность и компетентность педагога к обучению взаимодействию воспитанников;
2) мотивационный интерес к совместной деятельности, общению, коммуникации с другими людьми, к предмету деятельности;
3) осознания ситуации взаимодействия (понимание целей взаимодействия и ясное представление его результатов);
4) развитие интеллектуальной, психологической, социальной готовности воспитанников к взаимодействию.
При организации и обучению взаимодействию необходимо учитывать возрастные особенности старших подростков. Подростковый возраст – это период развития детей от 11—12 до 15—16 лет, что приблизительно соответствует возрасту учащихся средней ступени общеобразовательной школы (учащиеся 5—9-х классов) . В данной работе мы рассматриваем обучение взаимодействию старших подростков – это период примерно от 12 до 15 лет (учащиеся 7-9-х классов).
Центральным и специфичным новообразованием этого периода является возникновение у подростка представления о том, что он уже не ребёнок (чувство взрослости). Это новообразование самосознания является стержневой особенностью личности, её структурным центром, т. к. выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к людям и миру, определяет направление и содержание его социальной активности, систему новых стремлений, переживаний и эмоциональных реакций.
Социальная активность подростка заключается в большой восприимчивости к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях. Именно поэтому, в этом возрасте наиболее эффективно и актуально обучение взаимодействию. Данному возрасту привлекательна совместная деятельность, особенно если она сочетается с широким групповым общением.
Ведущей деятельностью подростков является личностное общение. Обучение взаимодействию подростков помогает решить коммуникативные проблемы, вызванные недостатком опыта в общении и способствует развитию межличностных (внутригрупповых) отношений.
Таким образом, в подростковом возрасте общение с товарищами оказывает огромное, часто решающее влияние на формирование личности подростка, в том числе на умения устанавливать межличностные отношения, участвовать во взаимодействии.
Таким образом, обучение групповому взаимодействию предполагает включение членов коллектива в процессы выдвижения целей, планирование работы, реализации намеченного плана, анализ проделанной работы. Эти составляющие обучения взаимодействия осуществляются несколькими путями: обучение в процессе совместной деятельности, создание обучающих ситуаций, организация самоуправления и организованное общение.
Другая информация:
Упражнение как способ развития лексических навыков
Лексический механизм речи функционирует благодаря взаимодействию операций, осуществляемых с лексическими единицами в процессе ведения беседы, говорения, аудирования, чтения и письма. Эти операции различны в репродуктивных и рецептивных видах речевой деятельности, соответственно различаются между со ...
Характеристика традиционного и обучающегося общества
Обучающееся и традиционное общество – это две противоположности, два противопоставления. Обучающееся общество, которое приходит на смену традиционному, живет и развивается в соответствии с концепцией «образование через всю жизнь» или «учение длинною в жизнь», то есть процесс образования человека не ...
Подходы к определению многогранника
Само определение понятия многогранника оказывается как раз таким вопросом, где необходимо особенно внимательно сочетать наглядные представления, рассмотрение реальных примеров и логической точности формулировок. Формулировки должны исходить из реальных примеров, из наглядных представлений и возвращ ...