Материалы » Возможности организованного общения при обучении групповому взаимодействию старших подростков в учреждениях дополнительного образования » Обучение групповому взаимодействию старших подростков

Обучение групповому взаимодействию старших подростков

Страница 2

Кооперация предполагает, что каждый партнер или микрогруппа достигают своей цели только в том случае, когда все остальные также достигают своей цели. Т. е. кооперативное взаимодействие предполагает координацию индивидуальных усилий участников (упорядочивание, комбинирование, стимулирование их усилий), дифференциацию сил партнеров в соответствии с содержанием и формой организации взаимодействия, взаимодополняемость партнеров, и готовность помогать друг другу и брать на себя при необходимости выполнение функций друг друга.

В случае конкурентного взаимодействия достижение цели одним из партнеров или одной из микрогрупп исключает достижения ее всеми другими, что обычно приводит к конфликту.

Поведение партнеров по взаимодействию и его продуктивность во многом зависят от ряда их личностных характеристик: развитости и направленности социальных потребностей; сформированности социальных установок на себя как субъекта взаимодействия, на позитивное отношение к партнерам и к процессу взаимодействия как ценности;сформированности коммуникативных и инструментальных умений; меры креативности.

После этапа завершения запланированной работы в коллективе проводится ее анализ. Итоги анализа обычно подводит руководитель ведущий, акцентируя внимание на общем результате работы, на отношении к делу членов коллектива, на достоинствах и недостатках процесса реализации работы.

Далее в данном разделе целесообразно рассмотреть понятие обучения взаимодействию и условия обучения групповому взаимодействию старших подростков.

Под обучением взаимодействию понимается формирование и развитие у человека интеллектуальной, психологической и социальной готовности к эффективному участию во взаимодействии и освоение им способов практической реализации этой готовности (определение А.В. Мудрика).

Из определения можно выделить задачи, которые необходимо решить педагогу при обучении взаимодействию старших подростков:

- формирование и развитие интеллектуальной готовности воспитанников к эффективному участию во взаимодействии;

- формирование и развитие психологической готовности воспитанников к эффективному участию во взаимодействии;

- формирование и развитие социальной готовности воспитанников к эффективному участию во взаимодействии.

При обучении групповому взаимодействию педагог должен знать: способы информирования воспитанников о конструктивных методах взаимодействия с окружающими людьми; конкретные приемы и способы отработки гуманного, демократического взаимодействия в различных коммуникативных связках; возрастные особенности старших подростков;

различные формы обучения взаимодействию. Уметь организовывать совместную деятельность так, чтобы воспитанник приобретал когнитивный, эмоциональный и поведенческий опыт взаимодействия, организовывать педагогические ситуаций, направленные на обучение взаимодействию и формировать положительные мотивы и установки на взаимодействие.

Задачи обучения взаимодействию осуществляются с помощью следующих средств.

Первое средство - совместная деятельность, ребята приобретают знания, способы и потребности, связанные с взаимодействием, в процессе совместной деятельности, т. е. в быту и жизнедеятельности своей группы.

Следующее средство, играющее не менее важную роль в формировании опыта взаимодействия - педагогические ситуации, организованные в группе. А возникать они могут двумя путями: во-первых, педагог придает воспитательную направленность стихийно сложившейся в группе ситуации (например, вспыхнувший конфликт с помощью педагога разрешается вполне конструктивно, при этом ребята приобретают опыт "договора" или "компромисса"); во-вторых, ситуация создается педагогом специально.

Страницы: 1 2 3 4

Другая информация:

Критерии развитости музыкального мышления младших школьников и её диагностика на этапе констатирующего эксперимента
На основе проведенного выше анализа научно-теоретических работ по проблеме развития творческого мышления младших школьников, нами было организовано проведение экспериментального исследования. В эксперименте участвовали две группы детей этой возрастной категории, каждая численностью по 10 и 12 челов ...

Как помочь ребёнку в обучении
Поступление в школу – поистине переломный момент в жизни ребёнка. Резко изменяется весь образ его жизни, в условиях, в которых он действует; он обретает новое положение в обществе; у него складываются совершенно иные взаимоотношений с взрослыми и сверстниками. Ведущей деятельностью, становится учеб ...

Личностно-ориентированный подход как важнейшая особенность работы учителя начальных классов
Знание о способах формирования психологического климата и управления коллективом является необходимым для учителя начальных классов. Именно ему в силу возрастных особенностей детей и специфики педагогической работы (большое количество времени педагог проводит с классом в системе "педагог-класс ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru