Материалы » Возможности организованного общения при обучении групповому взаимодействию старших подростков в учреждениях дополнительного образования » Обучение групповому взаимодействию старших подростков

Обучение групповому взаимодействию старших подростков

Страница 2

Кооперация предполагает, что каждый партнер или микрогруппа достигают своей цели только в том случае, когда все остальные также достигают своей цели. Т. е. кооперативное взаимодействие предполагает координацию индивидуальных усилий участников (упорядочивание, комбинирование, стимулирование их усилий), дифференциацию сил партнеров в соответствии с содержанием и формой организации взаимодействия, взаимодополняемость партнеров, и готовность помогать друг другу и брать на себя при необходимости выполнение функций друг друга.

В случае конкурентного взаимодействия достижение цели одним из партнеров или одной из микрогрупп исключает достижения ее всеми другими, что обычно приводит к конфликту.

Поведение партнеров по взаимодействию и его продуктивность во многом зависят от ряда их личностных характеристик: развитости и направленности социальных потребностей; сформированности социальных установок на себя как субъекта взаимодействия, на позитивное отношение к партнерам и к процессу взаимодействия как ценности;сформированности коммуникативных и инструментальных умений; меры креативности.

После этапа завершения запланированной работы в коллективе проводится ее анализ. Итоги анализа обычно подводит руководитель ведущий, акцентируя внимание на общем результате работы, на отношении к делу членов коллектива, на достоинствах и недостатках процесса реализации работы.

Далее в данном разделе целесообразно рассмотреть понятие обучения взаимодействию и условия обучения групповому взаимодействию старших подростков.

Под обучением взаимодействию понимается формирование и развитие у человека интеллектуальной, психологической и социальной готовности к эффективному участию во взаимодействии и освоение им способов практической реализации этой готовности (определение А.В. Мудрика).

Из определения можно выделить задачи, которые необходимо решить педагогу при обучении взаимодействию старших подростков:

- формирование и развитие интеллектуальной готовности воспитанников к эффективному участию во взаимодействии;

- формирование и развитие психологической готовности воспитанников к эффективному участию во взаимодействии;

- формирование и развитие социальной готовности воспитанников к эффективному участию во взаимодействии.

При обучении групповому взаимодействию педагог должен знать: способы информирования воспитанников о конструктивных методах взаимодействия с окружающими людьми; конкретные приемы и способы отработки гуманного, демократического взаимодействия в различных коммуникативных связках; возрастные особенности старших подростков;

различные формы обучения взаимодействию. Уметь организовывать совместную деятельность так, чтобы воспитанник приобретал когнитивный, эмоциональный и поведенческий опыт взаимодействия, организовывать педагогические ситуаций, направленные на обучение взаимодействию и формировать положительные мотивы и установки на взаимодействие.

Задачи обучения взаимодействию осуществляются с помощью следующих средств.

Первое средство - совместная деятельность, ребята приобретают знания, способы и потребности, связанные с взаимодействием, в процессе совместной деятельности, т. е. в быту и жизнедеятельности своей группы.

Следующее средство, играющее не менее важную роль в формировании опыта взаимодействия - педагогические ситуации, организованные в группе. А возникать они могут двумя путями: во-первых, педагог придает воспитательную направленность стихийно сложившейся в группе ситуации (например, вспыхнувший конфликт с помощью педагога разрешается вполне конструктивно, при этом ребята приобретают опыт "договора" или "компромисса"); во-вторых, ситуация создается педагогом специально.

Страницы: 1 2 3 4

Другая информация:

Принципы построения современных систем непрерывного образования на основе интернет-технологий
Современное состояние общества таково, что персонал практически любого предприятия должен постоянно повышать свою компетентность. Таким образом должен реализовываться принцип «образование – через всю жизнь». Очевидно, что занятое население не всегда имеет возможность физически присутствовать в учеб ...

Основной недостаток учебного строя иезуитских школ: Неподвижность и омертвелость
По-видимому, учебный порядок в иезуитских школах был не так плох, как привыкли представлять, исходя из исторических ассоциаций, связанных с именем „иезуитов”. И если справедливо, — как отмечает один из историков иезуитского ордена (В. Гетте), — что из иезуитских школ никогда не выходило сколько-ниб ...

Цели посещения уроков администрацией школы
1. Цели обучения, связанные с обеспечением усвоения учащимися знаний, умений, навыков, способов различных видов деятельности, особенно - учебно-познавательной. Например, усвоение учащимися законов, свойств, признаков, понятий, особенностей и т.д. 2. Цели воспитания, связанные с процессом формирован ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru