Материалы » Система кружковой работы по математической логике в 6 классе основной школы » Анализ существующих методик по формированию и развитию у школьников общелогических и логических умений

Анализ существующих методик по формированию и развитию у школьников общелогических и логических умений

Страница 2

Заметим, что все три методики ориентированы на конкретную ступень обучения, а не на весь период обучения в общеобразовательной средней школе. Кроме того, предлагаемые методики направлены на формирование только общелогических умений; вопросы же, касающиеся формирования и развития логических умений, лежат вне рамок данных методических исследований.

Формированию некоторых групп логических умений, а именно умений, связанных с пониманием и правильным употреблением логических слов и словосочетаний, и умения строить отрицания утверждений, посвящено исследование В.Г. Ежковой «Методические аспекты освоения логических конструкций языка школьной математики», проведенное в конце 90-х гг. ). Работа В.Г. Ежковой является конкретизацией работ М.Е. Драбкиной, И.Л. Никольской, А.А. Столяра, которые также уделяли внимание проблеме формирования и развития языковой культуры школьников. Однако перечисленные авторы рассматривали данную проблему в рамках общей проблемы логического развития учащихся в процессе обучения математике. Цель же, которую преследовала В.Г. Ежкова, — повышение эффективности обучения школьников математике через освоение ими логических конструкций математического языка. К основным логическим конструкциям школьного математического языка В.Г. Ежковой были отнесены назывные, описательные, сравнительные, союзные (конъюнктивные, дизъюнктивньие, импликативные), кванторные конструкции и конструкция отрицания.

Итак, методика В.Г. Ежковой является конкретизацией работ М.Е. Драбкиной, И.Л. Никольской, А.А. Столяра, однако также как и методики Т.А. Кондрашенковой, А.Н. Капиносова, О.В. Алексеевой, ориентирована на формирование лишь отдельных, а не всех групп логических и общелогических мыслительных умений.

Таким образом, существует достаточное количество разнообразных методик, направленных на формирование и развитие у школьников логических и общелогических умений. Однако все методики ориентированы на формирование и развитие у учащихся отдельных групп умений, а не всей совокупности логических и общелогических умений в целом. Кроме того, как правило, созданные методики рассчитаны на конкретную ступень обучения в общеобразовательной средней школе, а не на весь период обучения.

Подводя итоги выполненной работы, рассмотрим, каковы результаты решения поставленных задач.

В практике средней общеобразовательной школы не реализуются объективно существующие возможности для интеграции курса математики и элементов логики.

Как показало исследование, логика в качестве самостоятельного объекта изучения вообще не входит в содержание курса математики средней школы. Кроме того, в большинстве действующих школьных учебниках по математике доля логических задач незначительна (в среднем 1,4 %). Более полно идеи интеграции школьного курса математики и элементов логики отвечает учебник по математике для 5-6 классов авторов: Г.В. Дорофеева и Л.Г. Петерсон. В названном учебнике рассматриваются отдельные вопросы из области логики, и доля логических задач соответственно выше, чем в остальных учебниках по математике, и составляет 8,1%.

В этой ситуации основная нагрузка по привитию школьникам логической грамотности ложится на учителей. В помощь учителю математики существует ряд методик по организации логической подготовки школьников. Однако, как правило, предлагаемые методики ориентированы на формирование и развитие у школьников лишь отдельных групп умений, а не всей совокупности логических и общелогических умений, и рассчитаны не на весь период обучения в школе, а на какую-то конкретную ступень.

Итак, объективно существующие возможности для формирования и развития у школьников логических и общелогических умений не нашли отражения в основных действующих учебниках по математике, а созданные частные методики не решают полностью возникшие в практике школы противоречия.

В сложившихся условиях логические знания и умения формируются у школьников стихийно, что, безусловно, сказывается на уровне их логической грамотности.

Итак, проведенные исследования позволяют сделать вывод о том, что стихийно сложившийся уровень логической грамотности учащихся общеобразовательных средних школ является низким.

В результате решения второй задачи была создана технология изучения элементов математической логики в основной школе.

Дадим общую характеристику созданной технологии.

1. Технология ориентирована на развитие у школьников всех групп логических умений, связанных с основными понятиями математической логики, и охватывает период обучения с 5 по 7 класс.

2. Элементы математической логики осваиваются школьниками в процессе изучения математики. Разработанная технология не требует ни включения математической логики в учебную программу, ни дополнительных уроков на изучение математической логики. Технология предусматривает систематическое выделение на изучение элементов математической логики фрагментов уроков математики по 5-7 минут.

Страницы: 1 2 3

Другая информация:

Различные подходы к определению понятия «билингвизм»
Билингвизм, будучи многоаспектной проблемой, является предметом изучения различных наук, каждая из которых рассматривает билингвизм в своей трактовке. Билингвизм изучается в лингвистике, которая рассматривает данное явление в связи с текстом. Он является исследовательским предметом социологии, где ...

Конфликт как столкновение субъектов
В основе любого конфликта лежит противоречие, то есть такое положение, при котором нечто одно исключает другое. Конфликт всегда сопровождается большим психологическим напряжением. Конфликт, как явление действительности, становится конфликтом лично для нас тогда, когда столкнувшиеся в нем противореч ...

Триз как педагогическая технология
Теория Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ) - это наука о развитии систем и об эффективном мышлении вообще, в любой области творчества. Еще ТРИЗ называют прикладной диалектикой, а иногда называют: Общей Теорией Сильного Мышления или Общей Теорией Творчества. Главное отличие ТРИЗовского мышления от ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru