Как было установлено, элементы логики не входят в программный материал курса математики общеобразовательной средней школы. Кроме того, анализ школьных учебников по математике показал, что в большинстве из них доля логических задач по отношению к общему количеству задач учебника является весьма низкой. Таким образом, обще- принятая методика обучения математике не реализует объективно существующие возможности для формирования и развития у школьников логических и общелогических умений. В этой ситуации основная нагрузка по привитию учащимся средней школы логической грамотности ложится на учителей. Однако в силу объективных причин, учитель не всегда может уделить должное внимание разработке материалов, ориентированных на повышение уровня логической подготовки школьников. На основании этого можно сделать вывод о том, что для полноценного формирования и развития у школьников логических и общелогических умений, необходимо методическое обеспечение учителей математики.
Рассмотрим, какие существуют подходы и методики по организации логической подготовки школьников.
В 50-60-е гг. проблемой интеграции школьного курса математики и элементов логики занимались М.А. Артамонов, М.Е. Драбкина, К.А. Рупасов, А.д. Семушин, А.А. Столяр, А.И. Фетисов. Однако большинство исследователей в основном уделяли внимание тем логическим понятиям и средствам, которые способствуют повышению эффективности обучения самой математике.
Вопрос же о формировании «логической грамотности, как необходимой и важнейшей составной части общей культуры мышления», впервые был поставлен в начале 70-х гг. И.Л. Никольской. Именно И.Л. Никольской было уточнено понятие «логическая грамотность» и предъявлены требования к логической подготовке выпускников общеобразовательных средних школ.
В основу разработанного И.Л. Никольской подхода легли следующие положения. 1) Логическую грамотность следует начинать прививать как можно раньше. Усвоение логических понятий и действий должно происходить постепенно в течение всего периода обучения в школе. 2) Изучение логических понятий должно происходить в единстве с изучением программного материала по математике.
И.Л. Никольской были выделены вопросы из области логики, подлежащие изучению в школе: «Определения>, «Классификация», «Логические связки. Кванторы», «Логическая форма», «Логическое следование», «Равносильность», «Необходимые и достаточные условия». Предложенный материал из области логики был распределен по ступеням обучения в средней школе, и было указано, в связи с каким программным материалом по математике целесообразно изучение предложенных вопросов по логике.
Однако для введения и изучения логических понятий и действий предлагалось использовать теоретико-множественные понятия, входящие в программу по математике в 70-х гг. и исключенные из современной программы.
Кроме того, предложенный И.Л. Никольской подход носил обобщенный характер и требовал конкретизации применительно к различным ступеням обучения в общеобразовательной средней школе, создания соответствующих методик изучения элементов логики, В результате появились методики Т.А. Кондрашенковой, А.Н. Капиносова, О.В. Алексеевой. Общая характеристика перечисленных методик представлена в таблице 4.
Таблица 1
Методики | |||
Название методики |
Методика логической подготовки младших школьников при обучении математике |
Методика формирования общелогических умений при обучении математике в 4-5 (5-6) классах |
Методика формирования умений проводить доказательные рассуждения при обучении математике в 4-5 (5-б) классах |
Автор методики |
Алексеева Ольга Владимировна |
Кондрашенкова Татьяна Алексеевна |
Капиносов Анатолий Николаевич |
Время создания |
Конец 90-х гг. |
Конец 70-х — начало 80-х гг. |
Конец 80-х гг. |
Ступень обучения |
Начальная школа |
5-б классы |
5-б классы |
Цель обучения |
На основе со- Содержания современного начального курса У учащихся 1-З классов перво- начальные логические умения |
Сформировать при обучение математике у учащихся 5-6 классов общелогические умения, необходимые им для изучения других школьных предметов и для продолжения образования в 7 классе |
С целью повышения результативности обучения математики при изучении систематического курса геометрии сформировать у учащихся 5-6 классов первоначальные умения проводить доказательные рассуждения. |
Формируемые группы умений |
1. Умение выделять признаки предметов и оперировать ими 2.Умения, связанные с логическим действием «классификация» 3.Умения, связанные с пони- манием и правилами употребления логических слов («и», «или», «все», «некоторые» и др.) 4.Умения, связанные с логическим действием «определение». 5.Умения проводить простейшие умозаключения и доказательства |
1 .Умения, связанные с определением понятий. 2.Умения, связанные с классификацией понятий. 3.Умения, связанные с выполнением логических действий «умозаключение» и «доказательство». |
Первоначальные умения проводить доказательные рассуждения |
Фора обучения |
Изучение логических с изучением основного действия в органической связи с содержанием курса математики. |
Другая информация:
Материалы и инструменты, необходимые для бисероплетения
Бисероплетение – это не очень затратное декоративно-прикладное искусство, и приобретение материалов, возможно, любым человеком. Бисер – мелкие круглые или граненые шарики из стекла, металла, фарфора. Бисер может быть прозрачным и «глухим», блестящим или матовым, граненым или ребристым, иметь круглы ...
Развитие пространственного мышления в изучении геометрического материала
В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие психологических процессов: восприятия, памяти, узнавания, воображения, мышления. Геометрический материал в гораздо более высокой степени, чем арифметический, и алгебраический, соответствует ведущему в младшем школьном возрасте виду мышлени ...
Концептуальные основы изучения билингвизма
Билингвизм как научная проблема начал складываться в конце XIX века, однако как феномен, как социальное явление он имеет корни, уходящие еще в античный мир: смешение языка завоевателей и побежденных на завоеванных территориях. Именно социальные причины пробудили дидактический интерес к проблеме как ...