Материалы » Система кружковой работы по математической логике в 6 классе основной школы » Анализ существующих методик по формированию и развитию у школьников общелогических и логических умений

Анализ существующих методик по формированию и развитию у школьников общелогических и логических умений

Страница 1

Как было установлено, элементы логики не входят в программный материал курса математики общеобразовательной средней школы. Кроме того, анализ школьных учебников по математике показал, что в большинстве из них доля логических задач по отношению к общему количеству задач учебника является весьма низкой. Таким образом, обще- принятая методика обучения математике не реализует объективно существующие возможности для формирования и развития у школьников логических и общелогических умений. В этой ситуации основная нагрузка по привитию учащимся средней школы логической грамотности ложится на учителей. Однако в силу объективных причин, учитель не всегда может уделить должное внимание разработке материалов, ориентированных на повышение уровня логической подготовки школьников. На основании этого можно сделать вывод о том, что для полноценного формирования и развития у школьников логических и общелогических умений, необходимо методическое обеспечение учителей математики.

Рассмотрим, какие существуют подходы и методики по организации логической подготовки школьников.

В 50-60-е гг. проблемой интеграции школьного курса математики и элементов логики занимались М.А. Артамонов, М.Е. Драбкина, К.А. Рупасов, А.д. Семушин, А.А. Столяр, А.И. Фетисов. Однако большинство исследователей в основном уделяли внимание тем логическим понятиям и средствам, которые способствуют повышению эффективности обучения самой математике.

Вопрос же о формировании «логической грамотности, как необходимой и важнейшей составной части общей культуры мышления», впервые был поставлен в начале 70-х гг. И.Л. Никольской. Именно И.Л. Никольской было уточнено понятие «логическая грамотность» и предъявлены требования к логической подготовке выпускников общеобразовательных средних школ.

В основу разработанного И.Л. Никольской подхода легли следующие положения. 1) Логическую грамотность следует начинать прививать как можно раньше. Усвоение логических понятий и действий должно происходить постепенно в течение всего периода обучения в школе. 2) Изучение логических понятий должно происходить в единстве с изучением программного материала по математике.

И.Л. Никольской были выделены вопросы из области логики, подлежащие изучению в школе: «Определения>, «Классификация», «Логические связки. Кванторы», «Логическая форма», «Логическое следование», «Равносильность», «Необходимые и достаточные условия». Предложенный материал из области логики был распределен по ступеням обучения в средней школе, и было указано, в связи с каким программным материалом по математике целесообразно изучение предложенных вопросов по логике.

Однако для введения и изучения логических понятий и действий предлагалось использовать теоретико-множественные понятия, входящие в программу по математике в 70-х гг. и исключенные из современной программы.

Кроме того, предложенный И.Л. Никольской подход носил обобщенный характер и требовал конкретизации применительно к различным ступеням обучения в общеобразовательной средней школе, создания соответствующих методик изучения элементов логики, В результате появились методики Т.А. Кондрашенковой, А.Н. Капиносова, О.В. Алексеевой. Общая характеристика перечисленных методик представлена в таблице 4.

Таблица 1

Методики

Название

методики

Методика логической подготовки младших школьников при обучении математике

Методика формирования общелогических умений при обучении математике в 4-5 (5-6) классах

Методика формирования умений проводить доказательные рассуждения при обучении математике в 4-5 (5-б) классах

Автор методики

Алексеева

Ольга

Владимировна

Кондрашенкова

Татьяна

Алексеевна

Капиносов

Анатолий

Николаевич

Время создания

Конец 90-х гг.

Конец 70-х — начало 80-х гг.

Конец 80-х гг.

Ступень

обучения

Начальная школа

5-б классы

5-б классы

Цель обучения

На основе со-

Содержания современного начального курса

У учащихся 1-З

классов перво-

начальные логические умения

Сформировать

при обучение

математике у

учащихся 5-6

классов общелогические умения, необходимые им для изучения других

школьных

предметов и для

продолжения

образования в 7

классе

С целью повышения результативности обучения

математики

при изучении систематического курса

геометрии

сформировать у

учащихся 5-6

классов первоначальные умения проводить

доказательные

рассуждения.

Формируемые

группы умений

1. Умение выделять признаки

предметов и оперировать ими

2.Умения, связанные

с логическим действием «классификация»

3.Умения, связанные с пони-

манием и правилами употребления логических слов

(«и», «или»,

«все», «некоторые» и др.)

4.Умения, связанные с логическим действием «определение».

5.Умения проводить простейшие умозаключения и доказательства

1 .Умения, связанные с определением понятий.

2.Умения, связанные с классификацией понятий.

3.Умения, связанные с выполнением логических действий

«умозаключение»

и «доказательство».

Первоначальные

умения проводить доказательные рассуждения

Фора обучения

Изучение логических с изучением основного

действия в органической связи с содержанием курса математики.

Страницы: 1 2 3

Другая информация:

Содержание и формы трудового воспитания младших школьников
Включение детей в труд необходимо осуществлять с учетом физиологии детей младшего школьного возраста, особенностей их организма и психики, их интересов и способностей. Включаясь в труд, учащиеся вступают в отношения с предметами, средствами, результатами труда, самим трудом, в межличностные отношен ...

Изучение учащихся в целях содействия профессиональному самоопределению
Особенности памяти, внимания, чувств, воли, желаний и способностей нельзя увидеть, оценить, измерить так же, как мы видим, оцениваем многие из окружающих нас предметов. Эти и ряд других качеств психики человека нельзя непосредственно созерцать ни у себя, ни у других людей. Но в то же время различны ...

Роль ролевых игр в формировании умений диалогической речи младших школьников
В отличие от диалога или пьесы, которые обучают, как сказать, ролевая игра отвечает на вопрос, почему и зачем сказать. Г.А. Китайгородская Игра – дело серьезное. Ролевая игра как средство организации совместной учебной деятельности учащихся моделирует межличностное групповое общение и находит живой ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru