Обилие рек с обрывистыми берегами, глинистые почвы в Нечерноземье, поля, прорезанные оврагами, давали возможность без особого труда добывать глину и иметь чистый речной песочек для смешивания с глиной, чтобы она стала более пластичной. Обычно с осени глина заготавливалась на долгий зимний период, свободный от земледельческого труда, когда крестьянин занимался изготовлением предметов быта для себя и на продажу для получения дополнительного заработка.
Гончарство, как область человеческой деятельности, у всех народов было испокон веков. Оно насчитывает тысячелетия своего существования. Посуда, утварь, ритуальные предметы и многое другое у разных народов создавалось из глины. Этот податливый благородный материал в умелых руках мастера превращался в удивительно разнообразные вещи – от греческих амфор до венецианской майолики. А игрушка всегда присутствовала в работе гончара, как потешная забава, сделанная для того, чтобы порадовать детей.
Лепились игрушки быстро, спорно, умелыми, отработанными движениями, чтобы не занимать много времени и усилий, поэтому в пластике игрушек нет ничего лишнего, мешающего при лепке и дальнейшем обжиге. Роспись так же была лаконична и условна, подчеркивая главное в пластике и обзорном строе игрушки. При создании игрушки обязательно учитывалось ее предназначение для детской игры. Обобщенный условный образ будил детскую фантазию, дети «домысливали» игрушку по-своему в зависимости от игровой ситуации. Самые архаичные игрушки имеют обтекаемую форму, их лепка сохранила следы рук мастера, для которого руки были и инструментом и мерилом. Их роспись сделана с мудрой простотой, которая не скрывает объем фигурки и подчеркивает ее наиболее заметные части.
Именно в этих простых, непритязательных, «несерьезных» предметах – игрушках для забавы – мастера могли проявить подлинное творчество. Внутренняя непрактичность игрушки позволяла мастерам проявлять собственную фантазию, выражать свои эмоции, представления о мире, природе, людях. При этом создавая игрушку, народный мастер решал непростые задачи соответствия формы и содержания – причем делал это, используя минимум средств, работая как скульптор, и как художник.
Другая информация:
Программа здоровьясбережения
В МДОУ Детский сад общеразвивающего вида №8 «Теремок» с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития работают 3 медицинские сестры, которые наряду с администрацией контролируют режим и качество питания, соблюдение требований санитарно-эпидемиологических правил и норм, организуют ...
Возможности дистанционного обучения в образовании взрослых
В Европе в конце XVIII века, с появлением регулярной и доступной почтовой связи, возникло «корреспондентское обучение». Учащиеся по почте получали учебные материалы, переписывались с педагогами и сдавали экзамены доверенному лицу или в виде научной работы. В России данный метод появился в конце XIX ...
Динамика развития речи у детей в раннем возрасте
До того как дети смогут говорить различные слова, они произносят звуки, которые постепенно делаются разнообразнее и становятся различимыми. Когда младенец осваивает повторяющиеся и довольно музыкальные фрагменты звуков, это называют лепетом. Каждый ребёнок перед произношением различных слов проходи ...