Материалы » Игрушка как социокультурное явление » Игрушки из глины

Игрушки из глины

Обилие рек с обрывистыми берегами, глинистые почвы в Нечерноземье, поля, прорезанные оврагами, давали возможность без особого труда добывать глину и иметь чистый речной песочек для смешивания с глиной, чтобы она стала более пластичной. Обычно с осени глина заготавливалась на долгий зимний период, свободный от земледельческого труда, когда крестьянин занимался изготовлением предметов быта для себя и на продажу для получения дополнительного заработка.

Гончарство, как область человеческой деятельности, у всех народов было испокон веков. Оно насчитывает тысячелетия своего существования. Посуда, утварь, ритуальные предметы и многое другое у разных народов создавалось из глины. Этот податливый благородный материал в умелых руках мастера превращался в удивительно разнообразные вещи – от греческих амфор до венецианской майолики. А игрушка всегда присутствовала в работе гончара, как потешная забава, сделанная для того, чтобы порадовать детей.

Лепились игрушки быстро, спорно, умелыми, отработанными движениями, чтобы не занимать много времени и усилий, поэтому в пластике игрушек нет ничего лишнего, мешающего при лепке и дальнейшем обжиге. Роспись так же была лаконична и условна, подчеркивая главное в пластике и обзорном строе игрушки. При создании игрушки обязательно учитывалось ее предназначение для детской игры. Обобщенный условный образ будил детскую фантазию, дети «домысливали» игрушку по-своему в зависимости от игровой ситуации. Самые архаичные игрушки имеют обтекаемую форму, их лепка сохранила следы рук мастера, для которого руки были и инструментом и мерилом. Их роспись сделана с мудрой простотой, которая не скрывает объем фигурки и подчеркивает ее наиболее заметные части.

Именно в этих простых, непритязательных, «несерьезных» предметах – игрушках для забавы – мастера могли проявить подлинное творчество. Внутренняя непрактичность игрушки позволяла мастерам проявлять собственную фантазию, выражать свои эмоции, представления о мире, природе, людях. При этом создавая игрушку, народный мастер решал непростые задачи соответствия формы и содержания – причем делал это, используя минимум средств, работая как скульптор, и как художник.

Другая информация:

Представление об учебной задаче в начальной и подростковых школах
В настоящее время нет описаний учебной задачи в подростковой школе. Ее структура и содержание только обсуждаются разработчиками. Отметим, что представления об учебной задачи в подростковой школе мы получили из соотнесения следующих источников, анализа материалов экспериментального курса С.Ф. Горбов ...

Формирование обществоведческих знаний – она из задач начальной школы
Человеческое общество очень сложная и в то же время целостная система. Оно является объектом изучения многих общественных наук: философии, истории, политологии, экономики, культурологии, социологии, психологии и др. Но каждая из этих наук специализируется на изучении отдельных сторон общества и его ...

Организационные формы проведения занятий и виды активных методов обучения в изучении экономики в школе
Исходный дидактический принцип построения учебного курса экономики – наличие учебной концепции, в соответствии с которой отбираются и выстраиваются традиционные вопросы данной науки. Выработка учебной концепции и есть то, что образует индивидуальность учебного курса данного преподавателя. Только пр ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru