Материалы » Коррекционно-педагогическая работа по формированию навыков самообслуживания у дошкольников с нарушением интеллект » Диагностика уровня сформированности навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью

Диагностика уровня сформированности навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью

Страница 1

\

Цель данного этапа – выявление исходного уровня сформированности навыков самообслуживания у дошкольников с умственной отсталостью.

В эксперименте принимали участие 10 детей подготовительной группы ДОУ «Детский сад комбинированного вида №53» г. Читы.

Для исследования уровня сформированности навыков самообслуживания мы использовали следующую методику:

Цель: выявить уровни самостоятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта в процессе трудовой деятельности

Исследование особенностей проявления самостоятельности в разных видах труда осуществлялось путем естественно педагогического эксперимента.

Наблюдения проводились в трех видах трудовой деятельности: самообслуживание, хозяйственно-бытовой и ручной труд.

Например, при самообслуживании регистрировались умения, которыми обладает ребенок – завязывание шнурков, навыки гигиены. По данным наблюдения выставлялась оценка (балл) – от 1 до 5, который соответствовал уровню развитию самостоятельности.

Конкретно наблюдение проводилось следующим образом:

Во-первых, в условиях коррекционного учреждения №53 проводились непосредственные наблюдения за поведением детей в процессе самообслуживания. То есть, мы наблюдали как дети старшего дошкольного возраста с недостатками интеллекта складывали свои личные принадлежности, одевались, шнуровали обувь и т.д. В процессе наблюдения было установлено, что многие дети не достаточно применяют навыки самообслуживания (об этом подробно ниже).

Во-вторых, проводилось наблюдение за поведением дошкольников в процессе употребления пищи (умение правильно пользоваться столовыми приборами и т.д.)

В-третьих, были организованы мероприятия по уборке помещения группы (убирали игрушки, вытирали пыль и поливали цветы), в процессе которого велось наблюдение за детьми, оценивалась активность детей, принимавших участие в уборке.

В-четвертых, с дошкольниками с нарушением интеллекта проводились занятия по ручному труду, в процессе которых проводилась оценка умений и навыков детей в трудовой деятельности.

Критерии оценки (были использованы материалы Т.А. Марковой с учетом контингента специального коррекционного детского сада) :

1 балл – (низкий) этот уровень характеризуется отсутствием самостоятельности. Так в таком виде труда как самообслуживание дети не приучены складывать свою одежду, не умеют самостоятельно шнуровать ботинки. Ребенок не способен самостоятельно пользоваться вилкой, ножом и т.д. В хозяйственно-бытовом труде – дети не принимают активного участия в уборке, наведении порядка, не предлагают свою помощь воспитателю.

Ручной труд – здесь самостоятельность дошкольника с нарушением интеллекта на очень низком уровне. На занятиях по ручному труду такие дети редко проявляют инициативу.

2 балла – (выше среднего) на этом уровне дети также мало инициативны, однако в вышеперечисленных видах трудовой деятельности, при непосредственном участии педагога начинают проявлять самостоятельность (например, пытаются проявить инициативу – вытереть пыль).

3 балла – (средний) это уровень самостоятельности детей с нарушением интеллекта в трудовой деятельности, так дети вполне могут самостоятельно одеваться, застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Ребенок способен самостоятельно пользоваться вилкой. Однако ребенку приходится постоянно напоминать об обязанности по самообслуживанию. Также в хозяйственно – бытовом труде, дети уже устанавливают свою тождественность со взрослым человеком и пытаются проявить инициативу.

Страницы: 1 2 3

Другая информация:

Групповая работа как педагогическая технология
По В.К.Дьяченко, организационная структура групповых способов обучения может быть комбинированной, то есть содержать в себе различные формы: групповую (когда один обучает многих), парную, индивидуальную. При этом доминирующее значение имеет именно групповое общение. К групповым способам обучения мо ...

Основные принципы андрагогики
Основное положение андрагогики, в отличие от традиционной педагогики, заключается в том, что ведущую роль в процессе обучения играет не обучающий, а обучаемый. Функцией обучающего в этом случае является оказание помощи обучающемуся в выявлении, систематизации, формализации личного опыта последнего, ...

Сущность семьи и брака
Семья малая - социально-психологическая группа, члены которой связаны брачными и родственными отношениями, взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлено потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения. Для одних семья – оплот, надежный ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru