Материалы » Практическое исследование социально-педагогической деятельности с подростками, склонными к девиантному поведению в УДО » Социальный педагог в учреждении дополнительного образования: понятие, функции, направления

Социальный педагог в учреждении дополнительного образования: понятие, функции, направления

Страница 1

В штате учреждений дополнительного образования детей социальный педагог появился сравнительно недавно, поэтому дадим более подробную характеристику этой должности.

Изучение опыта деятельности социальных педагогов в УДО позволило выделить особые их должностные функции, обеспечивающие особую позицию социального педагога в социально-педагогической деятельности учреждения.

Социальный педагог − специалист, организующий воспитательную работу с детьми, молодежью и взрослыми в различных социокультурных средах (семья, дополнительное образование и т.д.). Он изучает психолого-педагогические особенности личности и окружающей ее микросреды, выявляет интересы и потребности, отклонения в поведении, конфликтные ситуации и оказывает своевременную социальную помощь и поддержку; способствует реализации прав и свобод детей, обеспечению охраны их жизни и здоровья.

Объектом деятельности социального педагога может быть: ребенок, семья, группа, отдельный человек, организация.

Являясь посредником в системе взаимодействия личности, семьи, общества, социальный педагог влияет на создание воспитывающих, гуманных отношений в социуме, сфере семьи, семейно-соседском окружении, по месту жительства. Деятельность социального педагога позволяет своевременно диагностировать, выявлять и педагогически целесообразно влиять на характер отношений между детьми, развивать полезные инициативы, творчество, различные виды самопомощи, формировать ценностные ориентации личности.

Функции социального педагога в учреждении дополнительного образования детей могут быть следующими:

1. Образовательно-воспитательная − специалист обеспечивает целенаправленное педагогическое влияние на поведение и деятельность детей и взрослых, содействует образовательной и воспитательной работе во всех социальных институтах в зоне своего профессионального влияния: семьи, образовательных учреждений, трудовых коллективов, средств массовой информации и т.д.;

2. Диагностическая − специалист ставит «социальный диагноз», изучает психологические и возрастные особенности, способности человека, вникает в мир его интересов, круг общения, в условия его жизни, выявляет позитивные или негативные влияния, проблемы;

3. Организаторская − специалист организует ту или иную общественно-ценную деятельность детей и взрослых, помогает в трудоустройстве, профессиональной ориентации и адаптации, координирует деятельность подростковых и молодежных объединений, влияет на взаимодействие клиента с медицинскими, образовательными, культурными, спортивными, правовыми учреждениями, обществами и благотворительными организациями, обеспечивает реализацию планов, проектов и программ;

4. Прогностическая − специалист участвует в разработке планов, программ и прогнозов социального развития микрорайона и конкретного микросоциума, деятельности различных институтов, разрабатывает социально-педагогическую программу развития личности конкретного ребенка, схемы и алгоритмы решения конкретных социально-педагогических задач;

5. Профилактическая и социально-терапевтическая − специалист участвует и приводит в действие социально-правовые, юридические и психологические механизмы предупреждения и преодоления негативных влияний, организует социотерапевтическую помощь нуждающимся, обеспечивает защиту прав человека в обществе, оказывает помощь подросткам и молодежи в период социального и профессионального самоопределения;

6. Организационно-коммуникативная − специалист способствует включению добровольных помощников, населения в социальную работу, в совместный труд и отдых, деловые и личностные контакты, сосредоточивает информацию и налаживает взаимодействие между различными социальными институтами в их работе с клиентами;

7. Охранно-защитная − специалист использует весь арсенал правовых норм для защиты интересов клиентов, содействует в применении мер государственного принуждения и юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на клиентов;

8. Посредническая − специалист осуществляет связи между семьей, образовательным учреждением, ближайшим окружением, официальными инстанциями в интересах ребенка.

В соответствии с квалификационной характеристикой, в обязанности социального педагога УДО входит:

− изучение медико-психолого-педагогических особенностей личности и ее микросреды, интересов и потребностей ребенка, условий его жизни; сбор информации, связанной с нуждами ребенка; выявление трудностей и проблем в среде детей, подростков, их семей;

− организация социальной, оздоровительной, воспитательной деятельности в УДО и социуме, различных видов сотрудничества взрослых и детей, содействие в развитии социальных инициатив, новаций, творчества, физического и нравственного совершенствования, различных видов самопомощи;

Страницы: 1 2

Другая информация:

Основные положения социальной защиты детства в РФ
Социальная защита детства в современном мире, как и в России, является одним из важнейших, основных факторов экономического, социального, культурного развития общества, представляет основу социальной политики государства. Право на получение социальной защиты стало одним важнейших элементов правовог ...

Понятие информационных технологий
Информационные технологии имеют почти 50-летнюю историю, и возникновение их связывают с появлением в середине двадцатого века электронной вычислительной машины (ЭВМ), изменившей существующий до этого процесс овладения знаниями. Первый этап возникновения информационных технологий приходится на 50-60 ...

Основные принципы андрагогики
Основное положение андрагогики, в отличие от традиционной педагогики, заключается в том, что ведущую роль в процессе обучения играет не обучающий, а обучаемый. Функцией обучающего в этом случае является оказание помощи обучающемуся в выявлении, систематизации, формализации личного опыта последнего, ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru