Затем участники будущей постановки вместе с музыкальным руководителем обсуждают и подбирают исполнителей ролей. В каждом конкретном случае учитываются своеобразие музыкального образа, ведь исполнителю важно уметь петь, двигаться на сцене, а иногда и танцевать в соответствии с характером персонажа. В спектакле могут быть заняты учащиеся различных классов, что зависит от содержания оперы, ее героев и определенных художественных задач. После распределения ролей и дублеров на них необходимо продумать и дальнейшую организацию подготовки спектакля, поскольку для него нужны еще костюмы и декорации.
Сначала учащиеся создают их эскизы, подбирают материал и, найдя лучшее художественное решение, переходят к изготовлению. Здесь нередко требуется и помощь родителей. Известно, что небрежно выполненные декорации и плохие костюмы отрицательно влияют на восприятие спектакля, а хорошее оформление не только помогает создать целостное художественное впечатление, но и поднимает настроение у артистов.
Деятельность музыкального руководителя при подготовке спектакля чрезвычайно разнообразна, он разучивает партии с каждым исполнителем, готовит дуэты хоровые, танцевальные номера, организует сводные репетиции. Хорошо, если сопровождение могут исполнить сами учащиеся, тогда особое внимание уделяется достижению ансамбля исполнителей. Постигая основы режиссуры, музыкальный руководитель должен стремиться, чтобы репетиции имели творческий характер.
В таком случае игра в театр становится для детей увлекательной. Она способствует живому, искреннему восприятию музыкального произведения и пробуждает желание поделиться своими переживаниями. Проявляя интерес к произведению, учащиеся могут по-своему выразительно исполнить даже трудные роли.
Развитие музыкальных способностей в музыкальном театре осуществляется путем развития эмоциональной отзывчивости на музыку.
Эмоциональная отзывчивость на музыку (основа музыкальности) может быть развита во всех видах музыкальной деятельности – восприятии, исполнительстве, творчестве, т.к. она необходима для прочувствования и осмысления музыкального содержания и его выражения (в исполнительской и творческой деятельности).
Эмоциональная отзывчивость на музыку проявляется, прежде всего, в восприятии музыки, а также в музыкально-ритмических движениях.
Поскольку восприятие музыки – это активный слуходвигательный процесс, одним из средств, помогающих развитию эмоциональной отзывчивости на музыку, являются движения. Наряду с восприятием музыки именно музыкально-ритмические движения представляют собой тот вид деятельности, в котором наиболее успешно развивается эта способность.
Ладовое чувство проявляется не только как способность эмоциональной отзывчивости на общий характер произведения, смену настроений в нем, но и как чувство тяготения звуков (от неустойчивых к устойчивым).
Оно может быть развито в процессе восприятия музыки (ее узнавании, определении закончилась ли мелодия). Поскольку ладовое чувство проявляется и в чувствительности к точности интонации, оно может развиваться во время пения, когда дети прислушиваются и к себе, и друг к другу, контролируют слухом правильность интонации.
Музыкально-слуховые представления развиваются в видах деятельности, которые требуют различения и воспроизведения мелодии по слуху. Эта способность развивается в пении, а также в игре по слуху на звуковысотных музыкальных инструментах. Она развивается также в процессе восприятия, предшествующего воспроизведению музыки.
Воспроизводя мелодию по слуху, ребенок должен иметь музыкально-слуховые представления о ее звуковысотном и ритмическом движении, хорошо помнить ее, многократно слышать ее. Полезно пропевание звуков мелодии голосом, что позволяет детям сориентироваться в направлении движения звуков с помощью вокальной моторики.
Чувство ритма может формироваться не только в музыкально-ритмических движениях, но и в других видах деятельности, прежде всего, в пении и игре на музыкальных инструментах.
Три основные способности, составляющие ядро музыкальности, необходимы для успешного осуществления всех видов музыкальной деятельности.
На завершающем этапе работы над спектаклем создаются яркие, красочные афиши, привлекающие внимание зрителей. Подготовка к спектаклю требует большой, напряженной работы, однако его успех приносит радость и удовлетворение не только зрителям, но и участникам постановки. Чрезвычайно важно, что участие в спектаклях развивает творческие способности ребят, их фантазию, воображение. Одни совершенствуют свои исполнительские возможности, овладевают певческими, танцевальными навыками, сценическими умениям; другие, занятые оформлением, также приобщаются к музыке, решая свои художественные задачи.
Музыкальному руководителю важно иметь в виду, что к подготовке спектакля можно привлекать ребят и из других кружков. Хоровые номера могут исполнить участники хора, сопровождение готовится инструментальным ансамблем, костюмы, декорации делают ребята из кружка «Умелые руки», а в постановке детских опер, написанных на основе русских народных сказок, свои достижения предоставляется возможность продемонстрировать фольклорному ансамблю. Объединяя усилия ребят, можно создавать спектакли более высокого художественного уровня, вызывающие интерес и увлеченность, оказывающие глубокое эмоциональное воздействие.
Другая информация:
Модель и характеристика классного руководителя
Модель (от лат. Modulus – мера, образец) – любой образ, аналог (мысленный или условный) какого-либо объекта, процесса или явления («оригинала» данной модели), используемый в качестве его «заместителя», «представителя». Исследовательская компетентность – знания, опыт в области педагогического исслед ...
Условия развития творческих способностей школьников
Среди учебных предметов в школьном учебном курсе особое место занимают предметы гуманитарного цикла, особенно такие, целью которых является не простая передача информации, а приобщение учащихся к мировому искусству: музыка, изобразительное искусство, мировая художественная культура и, конечно же, л ...
Основные функции деятельности классного руководителя и способы его общения
с родителями
Воспитательная работа школы не может строиться без учета того, что индивидуальность ребенка формируется в семье. Основа взаимодействия классного руководителя и семьи состоит в том, что обе стороны заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств. Работа с родит ...