Технология определяется как наука о преобразование и использование материи, энергии информации в интересах и по плану человека.
Средствами курса «Технология» предполагается, формирование у студентов качеств: творческой, думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности. Они необходимы для деятельности в новых социально-экономических условиях, начиная от определения потребностей до реализации продукции; подготовка студентов к осознанному профессиональному самоопределению в рамках дифференцированного обучения и гуманному достижению жизненных целей; формирование творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности; развитие разносторонних качеств личности и способности профессиональной адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям.
Основной принцип реализации учебно-методического комплекса – обучение в процессе конкретной практической деятельности, учитывающей познавательные потребности студентов.
Целями обучения являются: формирование у студентов технико-технологической грамотности, технологической культуры, культуры труда и деловых межличностных отношений, приобретение умений в прикладной творческой деятельности, их социально-трудовая адаптация на основе профессионального самоопределения.
Освоение знаний о составляющих технологической культуры, ее роли в общественном развитии; научной организации производства и труда; методах творческой, проектной деятельности; способах снижения негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека; путях получения профессии и построения профессиональной карьеры;
овладение умениями рациональной организации трудовой деятельности, проектирования и изготовления личностно или общественно значимых объектов труда с учетом эстетических и экологических требований; сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями;
развитие технического мышления, пространственного воображения, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса в ходе проектирования материальных объектов или услуг; навыков делового сотрудничества в процессе коллективной деятельности;
воспитание уважительного отношения к технологии как части общечеловеческой культуры, ее роли в общественном развитии ответственного отношения к труду и результатам труда;
подготовка к самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг, продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.
Но сфера воздействия уроков технологии видится гораздо шире, чем техническое и естественно-научное просвещение. Именно преобразовательная суть предмета «Технология» делает приоритетными в работе учителя следующие задачи:
- сформировать у своих студентов социальную позицию полноправных и ответственных хозяев жизни;
- помочь им в будущем адаптироваться к жестким требованиям, предъявляемым рыночной экономикой;
- стать «авторами» формирующейся социально-экономической среды России.
Лабораторно-практические занятия – один из основных информационных компонентов учебного процесса подготовки учителей технологии.
Анализ проведения лабораторных практикумов показывает, что достижении хорошей подготовки учителей технологии и предпринимательства лабораторные работы призваны обеспечить реализацию целого комплекса целей и задач:
- развитие и воспитание у студентов навыков высокой культуры труда, умения пользоваться инструментами;
- понимание студентами теоретических основ, на которых базируется данная лабораторная работа, связи теории и практикой;
- умение анализировать и обобщать полученные результаты, делать из них логические выводы и находить им практическое применение;
- умение пользоваться учебной, научно-популярной и справочной литературой, графиками, таблицами и схемами;
№ п/п |
№ раздела дисциплины |
Наименование лабораторных работ |
1 |
2 |
3 |
Лабораторно-практические занятия по организационно-методическим основам преподавания технологии | ||
1 |
Изучение и анализ школьных программ по технологии в 5-7 классах. | |
2 |
Изучение и анализ методической и учебной литературы. | |
3 |
Ознакомление с организацией и оборудованием школьных мастерских. | |
4 |
Перспективное планирование работы учителя. Составление перспективного календарного плана. | |
5 |
Определение учебно-воспитательных задач и целей урока. | |
6 |
Разработка содержания и методика проведения вводного, текущего и заключительного инструктажей. | |
7 |
Выбор оптимальных методов проведения занятий. | |
8 |
Подготовка учителя к уроку. Текущее планирование занятий. Составление плана-конспекта урока. | |
9 |
Составление технологических и инструкционных карт на изготовление деталей, узлов и их элементов. Разработка карточек-заданий. | |
10 |
Методика анализа занятий и план-конспектов. | |
Технический труд |
Лабораторно-практические занятия по ведению уроков технологии | |
11 |
Проведение вводного занятия по теме «Технология обработки древесины» в 5 классе. | |
12 |
Методика изучения элементов графической грамотности со школьниками 5-7 классов на занятиях технологии. | |
13 |
Технология изготовления деталей при ручной обработке древесины. | |
14 |
Проведение занятий по теме «Работа на токарном станке по дереву». | |
15 |
Культура дома |
Проведение занятий по разделу «Культура дома». |
16 |
Элементы машиноведения |
Проведение занятий по разделу «Элементы машиноведения» с учащимися 5 класса. |
17 |
Методика изучения элементов материаловедения. | |
18 |
Методика изучения вопросов стандартизации, допусков и технических измерений на занятиях по технологии. | |
19 |
Строительные ремонтно-отде-лочные работы |
Проведение занятий по разделу «Строительные ремонтно-отделочные работы». |
20 |
Методика проведения занятий по теме «Устройство и простейший ремонт сантехники». | |
21 |
Проведение занятий по теме «Технология обработки металлов» (ручные операции). | |
22 |
Проведение занятий по теме «Работа на металлорежущих станках» в 7 классе. | |
23 |
Методика проведения занятий по формированию у студентов 5-7 классов электротехнических понятий. | |
24 |
Методика организации работы с учащимися над творческими проектами (часть 1). | |
25 |
Методика организации работы с учащимися над творческими проектами (часть 2). | |
26 |
Обслуживающий труд |
Методика проведения занятия по теме «Физиология питания» раздела кулинария с учащимися 5 класса. |
27 |
Методика проведения занятий по разделу «Кулинария» с учащимися 6 класса. | |
28 |
Методика проведения занятий по разделу «Кулинария» с учащимися 7 класса. | |
29 |
Методика проведения занятий по теме «Гигиена девушки. Косметика» с учащимися 5-7 классов. | |
30 |
Интерьер жилого дома |
Методика проведения занятий по разделам «Интерьер жилого дома» с учащимися 5-7 классов. |
31 |
Элементы материало-ведения |
Методика проведения занятий по разделам «Элементы материаловедения» с учащимися 5-7 классов. |
32 |
Методика изучения элементов графической грамотности со школьницами 5-7 классов. | |
33 |
Методика проведения занятий по разделам «Элементы материаловедения. Работа на швейной машине» с учащимися 5-7 классов. | |
34 |
Методика проведения занятий по разделам «Рукоделие» с учащимися 5-7 классов. | |
35 |
Уход за одеждой |
Методика проведения занятий по разделам «Уход за одеждой. Ремонт одежды» с учащимися 5-7 классов. |
36 |
Уход за ребенком |
Методика проведения занятий по разделам «Уход за ребенком» с учащимися 7 классов. |
37 |
Проектирование и изготовление рабочей одежды |
Методика проведения занятий по разделам «Проектирование и изготовление рабочей одежды (фартука)» с учащимися 7 классов. |
38 |
Технология обработки ткани |
Методика проведения занятий по разделам «Технология обработки ткани» с учащимися 7 классов. |
39 |
Разработка и проведение открытого урока. |
Другая информация:
Особенности воспитания двигательных качеств
У детей преобладает развитие мускулатуры туловища по сравнению с мускулатурой конечностей. Лишь к 16-17 годам топография мышечной силы устанавливается по взрослому типу. Начиная с младшего школьного возраста, нарастает сила мышц конечностей, особенно кистей. Развитие силы происходит неравномерно. В ...
Пути обновления системы повышения квалификации педагогических работников в РК
Успешная реализация государственной программы развития образования РК на 2011-2020 годы всецело зависит от готовности к изменениям управленческих и педагогических кадров. Отсюда особую актуальность приобретает задача совершенствования кадрового потенциала работников образования. Система переподгото ...
Цели дистанционного обучения. Методы управления временем. Трансакционые издержки
Дистанционное обучение называют «образованием XXI века». В настоящее время рассматривают его как одно из магистральных направлений образовательных реформ, происходящих в мире, и России. Дистанционное обучение предлагает любому обучающемуся свободный активный творческий, не обремененный формальными ...