Материалы » Разработка лабораторно-практических работ по технологии » Роль и место лабораторно-практических работ в дисциплине «Технологический практикум»

Роль и место лабораторно-практических работ в дисциплине «Технологический практикум»

Технология определяется как наука о преобразование и использование материи, энергии информации в интересах и по плану человека.

Средствами курса «Технология» предполагается, формирование у студентов качеств: творческой, думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности. Они необходимы для деятельности в новых социально-экономических условиях, начиная от определения потребностей до реализации продукции; подготовка студентов к осознанному профессиональному самоопределению в рамках дифференцированного обучения и гуманному достижению жизненных целей; формирование творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности; развитие разносторонних качеств личности и способности профессиональной адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям.

Основной принцип реализации учебно-методического комплекса – обучение в процессе конкретной практической деятельности, учитывающей познавательные потребности студентов.

Целями обучения являются: формирование у студентов технико-технологической грамотности, технологической культуры, культуры труда и деловых межличностных отношений, приобретение умений в прикладной творческой деятельности, их социально-трудовая адаптация на основе профессионального самоопределения.

Освоение знаний о составляющих технологической культуры, ее роли в общественном развитии; научной организации производства и труда; методах творческой, проектной деятельности; способах снижения негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека; путях получения профессии и построения профессиональной карьеры;

овладение умениями рациональной организации трудовой деятельности, проектирования и изготовления личностно или общественно значимых объектов труда с учетом эстетических и экологических требований; сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями;

развитие технического мышления, пространственного воображения, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса в ходе проектирования материальных объектов или услуг; навыков делового сотрудничества в процессе коллективной деятельности;

воспитание уважительного отношения к технологии как части общечеловеческой культуры, ее роли в общественном развитии ответственного отношения к труду и результатам труда;

подготовка к самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг, продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.

Но сфера воздействия уроков технологии видится гораздо шире, чем техническое и естественно-научное просвещение. Именно преобразовательная суть предмета «Технология» делает приоритетными в работе учителя следующие задачи:

- сформировать у своих студентов социальную позицию полноправных и ответственных хозяев жизни;

- помочь им в будущем адаптироваться к жестким требованиям, предъявляемым рыночной экономикой;

- стать «авторами» формирующейся социально-экономической среды России.

Лабораторно-практические занятия – один из основных информационных компонентов учебного процесса подготовки учителей технологии.

Анализ проведения лабораторных практикумов показывает, что достижении хорошей подготовки учителей технологии и предпринимательства лабораторные работы призваны обеспечить реализацию целого комплекса целей и задач:

- развитие и воспитание у студентов навыков высокой культуры труда, умения пользоваться инструментами;

- понимание студентами теоретических основ, на которых базируется данная лабораторная работа, связи теории и практикой;

- умение анализировать и обобщать полученные результаты, делать из них логические выводы и находить им практическое применение;

- умение пользоваться учебной, научно-популярной и справочной литературой, графиками, таблицами и схемами;

№ п/п

№ раздела дисциплины

Наименование лабораторных работ

1

2

3

Лабораторно-практические занятия по организационно-методическим основам преподавания технологии

1

Изучение и анализ школьных программ по технологии в 5-7 классах.

2

Изучение и анализ методической и учебной литературы.

3

Ознакомление с организацией и оборудованием школьных мастерских.

4

Перспективное планирование работы учителя. Составление перспективного календарного плана.

5

Определение учебно-воспитательных задач и целей урока.

6

Разработка содержания и методика проведения вводного, текущего и заключительного инструктажей.

7

Выбор оптимальных методов проведения занятий.

8

Подготовка учителя к уроку. Текущее планирование занятий. Составление плана-конспекта урока.

9

Составление технологических и инструкционных карт на изготовление деталей, узлов и их элементов. Разработка карточек-заданий.

10

Методика анализа занятий и план-конспектов.

Технический

труд

Лабораторно-практические занятия по ведению уроков технологии

11

Проведение вводного занятия по теме «Технология обработки древесины» в 5 классе.

12

Методика изучения элементов графической грамотности со школьниками 5-7 классов на занятиях технологии.

13

Технология изготовления деталей при ручной обработке древесины.

14

Проведение занятий по теме «Работа на токарном станке по дереву».

15

Культура дома

Проведение занятий по разделу «Культура дома».

16

Элементы машиноведения

Проведение занятий по разделу «Элементы машиноведения» с учащимися 5 класса.

17

Методика изучения элементов материаловедения.

18

Методика изучения вопросов стандартизации, допусков и технических измерений на занятиях по технологии.

19

Строительные ремонтно-отде-лочные работы

Проведение занятий по разделу «Строительные ремонтно-отделочные работы».

20

Методика проведения занятий по теме «Устройство и простейший ремонт сантехники».

21

Проведение занятий по теме «Технология обработки металлов» (ручные операции).

22

Проведение занятий по теме «Работа на металлорежущих станках» в 7 классе.

23

Методика проведения занятий по формированию у студентов 5-7 классов электротехнических понятий.

24

Методика организации работы с учащимися над творческими проектами (часть 1).

25

Методика организации работы с учащимися над творческими проектами (часть 2).

26

Обслуживающий труд

Методика проведения занятия по теме «Физиология питания» раздела кулинария с учащимися 5 класса.

27

Методика проведения занятий по разделу «Кулинария» с учащимися 6 класса.

28

Методика проведения занятий по разделу «Кулинария» с учащимися 7 класса.

29

Методика проведения занятий по теме «Гигиена девушки. Косметика» с учащимися 5-7 классов.

30

Интерьер жилого дома

Методика проведения занятий по разделам «Интерьер жилого дома» с учащимися 5-7 классов.

31

Элементы материало-ведения

Методика проведения занятий по разделам «Элементы материаловедения» с учащимися 5-7 классов.

32

Методика изучения элементов графической грамотности со школьницами 5-7 классов.

33

Методика проведения занятий по разделам «Элементы материаловедения. Работа на швейной машине» с учащимися 5-7 классов.

34

Методика проведения занятий по разделам «Рукоделие» с учащимися 5-7 классов.

35

Уход за одеждой

Методика проведения занятий по разделам «Уход за одеждой. Ремонт одежды» с учащимися 5-7 классов.

36

Уход за ребенком

Методика проведения занятий по разделам «Уход за ребенком» с учащимися 7 классов.

37

Проектирование и изготовление рабочей одежды

Методика проведения занятий по разделам «Проектирование и изготовление рабочей одежды (фартука)» с учащимися 7 классов.

38

Технология обработки ткани

Методика проведения занятий по разделам «Технология обработки ткани» с учащимися 7 классов.

39

Разработка и проведение открытого урока.

Другая информация:

Особенности воспитания двигательных качеств
У детей преобладает развитие мускулатуры туловища по сравнению с мускулатурой конечностей. Лишь к 16-17 годам топография мышечной силы устанавливается по взрослому типу. Начиная с младшего школьного возраста, нарастает сила мышц конечностей, особенно кистей. Развитие силы происходит неравномерно. В ...

Пути обновления системы повышения квалификации педагогических работников в РК
Успешная реализация государственной программы развития образования РК на 2011-2020 годы всецело зависит от готовности к изменениям управленческих и педагогических кадров. Отсюда особую актуальность приобретает задача совершенствования кадрового потенциала работников образования. Система переподгото ...

Цели дистанционного обучения. Методы управления временем. Трансакционые издержки
Дистанционное обучение называют «образованием XXI века». В настоящее время рассматривают его как одно из магистральных направлений образовательных реформ, происходящих в мире, и России. Дистанционное обучение предлагает любому обучающемуся свободный активный творческий, не обремененный формальными ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru