Без методов невозможно достичь поставленной цели, реализовать намеченное содержание, наполнить обучение познавательной деятельностью. Метод – это сердцевина учебного процесса. Ведь именно метод определяет, каким путём учитель будет преподносить знания.
Метод обучения (от греч. Methodos) –буквально путь к чему-либо – это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения. (Подласый).
В методах обучения должна присутствовать не только конкретная система обучения, чётко проработанные действия, но и импровизация педагога. Очень важно преподнести материал творчески и интересно, а не только правильно.
На основе того, что метод это явление многоаспективное, то он имеет много разных признаков. По общим признакам методы обучения можно группировать в системы. В связи с этим появляется множество различных классификаций.
Классификация методов обучения – это упорядоченная по определённому признаку их система. Считают, что не нужно стремиться установить единую и неизменную классификацию методов. Ведь в практике постоянно происходят изменения в предпочтении методов. В настоящее время известны десятки классификаций, но признание имеют лишь некоторые.
Рассмотрим одну из современных классификаций.
Классификация методов по типу (характеру познавательной деятельности), предложенная И. Я. Лернером и М. Н. Скаткиным.
Тип познавательной деятельности – это уровень самостоятельности (напряженности) познавательной деятельности которой достигают учащиеся, работая по предложенной учителем схеме обучения.
В данной классификации выделяют такие методы обучения как:
а) объяснительно – иллюстрированный (информационно – рецептивный);
б) репродуктивный;
в) проблемное изложение;
г) частично поисковый (эвристический);
д) исследовательский.
Наибольшее распространение среди всех классификаций получила классификация методов обучения, предложенная ю. к. бабанским. она более развернута и обобщена по сравнению с другими.
Классификация методов обучения на основе целостного деятельностного подхода.
По формам проявления: методы материальной деятельности, методы коммуникативной деятельности (методы всех видов общения)
По содержанию: методы игровой деятельности, методы познавательной деятельности, методы художественной деятельности, методы спортивно – оздоровительной деятельности, методы общественной деятельности, включая управленческую, методы производительного труда, методы научной деятельности.
По степени проявления поискового характера деятельности: методы репродуктивной деятельности, методы эвристической деятельности, методы исследовательской деятельности.
Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности: методы предъявления требований, разъяснения значимости учения, использования познавательных игр, учебных дискуссий, эмоциональных ситуаций и другие.
Методы конротроля: мотивации деятельности, конкретные действия и операции, контроль и анализ достигнутых результатов, целостный акт обучающей деятельности.
Методы стимулирования и мотивации учения: познавательные игры, учебные дискуссии, методы эмоционального стимулирования и другие.
Методы организации и осущиствления учебных действий и операций:
подгруппы:
перцептивных методов (методы словесной передачи и слухового восприятия учебной информации);
методы наглядной передачи и зрительного восприятия учебной информации (методы иллюстрации и демонстрации);
методы передачи учебной информации посредством практических, трудовых действий и тактильного кинестезического восприятия (упражнения, лабораторные опыты, трудовые действия и другие).
Подгруппа логических методов – методы, выделенные на основе ведущих логических операций, применяемых в процессе мышления: индуктивных, дедуктивных и других.
Подгруппа гностических методов, выделенных на основе оценки степени поискового характера мышления: репродуктивные, проблемно – поисковые, исследовательские и другие.
Методы 1 и 2 подгруппы могут реализоваться как под руководством учителя, так и самостоятельно. Поэтому всех можно подразделить на две подгруппы: методы управления и самоуправления или конкретнее: методы работы под руководством учителя и методы самостоятельной учебной работы.
Группа методов контроля и самоконтроля делится, на подгруппы исходя из основных приёмов (действий и операций) получения обратной связи во время учебного процесса.
по источнику информации в ходе контроля: методы устного и лабораторного контроля;
по степени механизации контроля: методы машинного и безмашинного контроля;
по степени программирования контроля: методы программированного и непрограммированного контроля.
Не смотря на то, что в наше время разработано множество классификаций, каждая имеет свои недостатки. Нельзя вычленять только те методы, которые содержат в себе новые признаки. Также не рекомендуется использовать в обучении один метод, так как сочетание различных методов приводит к лучшему взаимопониманию между учителем и учащимися.
Другая информация:
Выявление уровня сформированности обществоведческих знаний у
третьеклассников
В ноябре 2009 года был проведен констатирующий эксперимент. В исследовании принимали учащиеся МОУ «Воскресенская средняя общеобразовательная школа» – экспериментальный 3 класс, всего 12 человек; учащиеся МОУ «Климовская средняя общеобразовательная школа» – контрольный 3 класс, всего 16 человек. В э ...
Пример урока об антропогенном воздействии в результате
войн и вооруженных конфликтов
Предмет: география Класс: 9 - 10 Тема урока: "География вооруженных конфликтов и их экологические последствия" Цель урока: изучение географии современных войн и вооруженных конфликтов и их экологических последствий; Задачи: Изучить географию современных войн и вооруженных конфликтов; Разв ...
Мотивы выбора школьниками элективных курсов
Так как элективные курсы выбираются самими учащимися, они должны соответствовать их потребностям, целям обучения и мотивам выбора курса. Следует отметить, что к основным мотивам выбора элективных курсов в 9-11 классе, которые следует учитывать при разработке и реализации элективных курсов относятся ...