Материалы » Упражнения как способ формирования специальных лексических умений и навыков учащихся на уроках иностранного языка » Современные классификации методов обучения

Современные классификации методов обучения

Страница 1

Без методов невозможно достичь поставленной цели, реализовать намеченное содержание, наполнить обучение познавательной деятельностью. Метод – это сердцевина учебного процесса. Ведь именно метод определяет, каким путём учитель будет преподносить знания.

Метод обучения (от греч. Methodos) –буквально путь к чему-либо – это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения. (Подласый).

В методах обучения должна присутствовать не только конкретная система обучения, чётко проработанные действия, но и импровизация педагога. Очень важно преподнести материал творчески и интересно, а не только правильно.

На основе того, что метод это явление многоаспективное, то он имеет много разных признаков. По общим признакам методы обучения можно группировать в системы. В связи с этим появляется множество различных классификаций.

Классификация методов обучения – это упорядоченная по определённому признаку их система. Считают, что не нужно стремиться установить единую и неизменную классификацию методов. Ведь в практике постоянно происходят изменения в предпочтении методов. В настоящее время известны десятки классификаций, но признание имеют лишь некоторые.

Рассмотрим одну из современных классификаций.

Классификация методов по типу (характеру познавательной деятельности), предложенная И. Я. Лернером и М. Н. Скаткиным.

Тип познавательной деятельности – это уровень самостоятельности (напряженности) познавательной деятельности которой достигают учащиеся, работая по предложенной учителем схеме обучения.

В данной классификации выделяют такие методы обучения как:

а) объяснительно – иллюстрированный (информационно – рецептивный);

б) репродуктивный;

в) проблемное изложение;

г) частично поисковый (эвристический);

д) исследовательский.

Наибольшее распространение среди всех классификаций получила классификация методов обучения, предложенная ю. к. бабанским. она более развернута и обобщена по сравнению с другими.

Классификация методов обучения на основе целостного деятельностного подхода.

По формам проявления: методы материальной деятельности, методы коммуникативной деятельности (методы всех видов общения)

По содержанию: методы игровой деятельности, методы познавательной деятельности, методы художественной деятельности, методы спортивно – оздоровительной деятельности, методы общественной деятельности, включая управленческую, методы производительного труда, методы научной деятельности.

По степени проявления поискового характера деятельности: методы репродуктивной деятельности, методы эвристической деятельности, методы исследовательской деятельности.

Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности: методы предъявления требований, разъяснения значимости учения, использования познавательных игр, учебных дискуссий, эмоциональных ситуаций и другие.

Методы конротроля: мотивации деятельности, конкретные действия и операции, контроль и анализ достигнутых результатов, целостный акт обучающей деятельности.

Методы стимулирования и мотивации учения: познавательные игры, учебные дискуссии, методы эмоционального стимулирования и другие.

Методы организации и осущиствления учебных действий и операций:

подгруппы:

перцептивных методов (методы словесной передачи и слухового восприятия учебной информации);

методы наглядной передачи и зрительного восприятия учебной информации (методы иллюстрации и демонстрации);

методы передачи учебной информации посредством практических, трудовых действий и тактильного кинестезического восприятия (упражнения, лабораторные опыты, трудовые действия и другие).

Подгруппа логических методов – методы, выделенные на основе ведущих логических операций, применяемых в процессе мышления: индуктивных, дедуктивных и других.

Подгруппа гностических методов, выделенных на основе оценки степени поискового характера мышления: репродуктивные, проблемно – поисковые, исследовательские и другие.

Методы 1 и 2 подгруппы могут реализоваться как под руководством учителя, так и самостоятельно. Поэтому всех можно подразделить на две подгруппы: методы управления и самоуправления или конкретнее: методы работы под руководством учителя и методы самостоятельной учебной работы.

Группа методов контроля и самоконтроля делится, на подгруппы исходя из основных приёмов (действий и операций) получения обратной связи во время учебного процесса.

по источнику информации в ходе контроля: методы устного и лабораторного контроля;

по степени механизации контроля: методы машинного и безмашинного контроля;

по степени программирования контроля: методы программированного и непрограммированного контроля.

Не смотря на то, что в наше время разработано множество классификаций, каждая имеет свои недостатки. Нельзя вычленять только те методы, которые содержат в себе новые признаки. Также не рекомендуется использовать в обучении один метод, так как сочетание различных методов приводит к лучшему взаимопониманию между учителем и учащимися.

Страницы: 1 2

Другая информация:

Обеспечение становления учителя как субъекта собственного развития применительно к его методической деятельности
Как определить, нуждается ли учитель в методической помощи? Актуальным сегодня является исследование методической деятельности учителя через анализ «конкретных вариантов педагогического процесса» (по выражению Лушникова И.Д.), поскольку именно урок решает успех дела в обучении. Соотнесение результа ...

Разработка тематики и содержания элективных курсов технологического направления
Элективные курсы по предметам, не входящим в Базисный учебный план. Типовое многообразие элективных курсов включает в себя авторские курсы, строящиеся самой школой, отдельными педагогами, в том числе с использованием нетрадиционных учебных технологий (а также «сетевые курсы», разрабатывающиеся и ре ...

Современные задачи и содержание уроков чтения в старших классах специальной школы 8 вида
На уроках чтения в 7 - 9 классах продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразитель­ности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владе­ют указанными навыками. Кроме того, изучение к ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru