Материалы » Дидактические игры в начальном курсе математики » Сущность и содержание. Понятие игры. Виды игр

Сущность и содержание. Понятие игры. Виды игр

Страница 2

Производственные (технологические, технические) игры.

Спортивные игры (игры с правилами).

Формальные (формализованные игры).

Мотивация

Развлекательные игры.

Азартные игры.

Актёрские игры.

Индивидуальные игры (игры с природой).

Коллективные (командные) игры.

Соревновательные игры (игры - состязания).

Результативные игры.

Итак, на первом месте приведённой выше классификации игр стоят учебные игры. Учебная игра - это обучающая игра, для которой характерно, что игровой процесс сопровождается усвоением игроками содержания обучения. Игра по содержанию, учение по форме. Но она всегда должна оставаться игрой. Связь с содержанием школьного обучения достигается в ней не в результате механического введения учебного материала в ткань уже готовой игры, а путём специального проектирования содержания учебной игры.

Игра, учение и труд являются основными видами деятельности человека. При этом игра готовит ребёнка как к учению, так и к труду, сама являясь одновременно и учением и трудом. Глубоко ошибаются те, кто считает, что игра - лишь забава и развлечение.

Игру можно назвать восьмым чудом света, т.к в ней заложены огромные воспитательные и образовательные возможности. В процессе игр дети приобретают самые различные знания о предметах.

И явлениях окружающего мира. Игра развивает детскую наблюдательность и способность определять свойства предметов, выявлять их существенные признаки. Таким образом, игры оказывают большое влияние на умственное развитие детей, совершенствуя их мышление, внимание, творческое воображение. Известный французский учёный Луи де Бройль утверждал, что все игры (даже самые простые) имеют много общих элементов с работой учёного. В игре привлекает поставленная задача и трудность, которую можно преодолеть, а затем и радость открытия и ощущение преодоления препятствия.

Типология учебных игр представляет игры: проблемные, соревновательные, имитационные, ролевые. Несколько слов о них.

Ситуационные игры образуют самостоятельный тип учебных игр.

Они характеризуются как собственным содержанием, так и собственной формой, основу которой составляет принцип индивидуального обучения.

Всякую ситуационную игру можно назвать проблемной ситуацией, ибо в области человеческой деятельности категория проблемной ситуации является предельно общей абстракцией, фиксирующей проблемный и ситуационный характер всякой деятельности, в том числе и игровой.

Так, в игре "Кондитерская фабрика", рабочие едут на фабрику, используя разный транспорт: трамвай, автобус, троллейбус. Чтобы проехать нужно заплатить за проезд, а значит разменять монету. Женя, сев в автобус, просит разменять 10 рублей на 3, 2 и 5 рублей, а затем опускает в кассу 2 монеты - 2 и 3 рубля. В таких ситуациях выявляется уровень сформированности знаний учащихся, но и активизирует его мысль.

Соревновательная игра является одной из форм организации процесса игрового обучения. Процесс соревновательной игры возможен, если организовано командное соревнование, все команды состязаются в выполнении конкретной практической деятельности, заканчивающейся получением одного и того же продукта, если все участники будут состязаться в выполнении действий, входящих в состав деятельности, выполняемой их командой, если соревнование будет предусматривать организацию взаимного пооперационного контроля правильности выполнения действий каждым обучающимся со стороны остальных участников соревнования, если в ходе игры и по её завершении будет проводиться подсчёт результатов и выявление победителей, занявших 1-е, 2-е, 3-е и т.д. места.

Имитационные игры. Учебная игра-результат имитационного процесса. В ней имитируется предметное содержание человеческого труда, его проблемный характер. На выходе имитационного процесса получаем не игру вообще, а учебную игру.

Имитационные игры как единство игр и имитаций. Имитационную игру можно определить как игровой процесс, в порождении которого принимает игровая имитация; каким является игровой процесс, зависит в первую очередь от того, что представляет собой игровая имитация.

Смысл ролевой игры усматривается в том, что игроки берут на себя исполнение определённых ролей. Ролевая игра, по Эльконину, является наиболее развитой формой игры. В связи с этим понятие роли позволяет, с одной стороны, проследить за развитием игры, а с другой, заняться исследованием теоретического происхождения ролевой игры как развёрнутой формы игровой деятельности.

Страницы: 1 2 3

Другая информация:

Организация процесса обучения БЖ на основе личностно-ориентированного подхода
При личностном подходе существование индивидуальных различий среди детей есть необходимое условие достижения поставленной цели – обеспечить развитие каждого ученика как неповторимой личности. В личностно-ориентированной системе образования принцип индивидуализации является не пустой декларацией, а ...

Обзор диагностических методик по выявлению нарушения чтения у детей с ОНР III уровня
При разработке методики Р.И. Лалаевой за основу был положен психолингвистический подход. Научно-теоретическими предпосылками методики явились современные психолингвистические представления о структуре речевой деятельности. Таким образом, в соответствии с психолингвистическим подходом, при исследова ...

Самоанализ результатов педагогической деятельности по данной проблеме
В процессе чтения и изучения поэтического произведения перед учителем встают две задачи: раскрыть идейно-художественное своеобразие произведения, помогая тем самым его воздействию на учащихся; формировать умения учащихся в области восприятия и оценок стихотворения, их читательские качества. В решен ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru