Образовательная технология должна способствовать раскрытию субъектного опыта ученика: формированию личностно значимых для него способов учебной работы; овладению умениями самообразования. Этим требованиям отвечают педагогические технологии практической направленности Джона Дьюи. Они в совокупности с изучаемыми информационными технологиями и современной информационной средой школы обеспечивают деятельностный подход к обучению, позволяющий быстрее и легче реализовать сверхзадачу – перевод обучающегося в режим
Н.Г. Черниголова рассматривает проектное обучение как развивающее, базирующееся «на последовательном выполнении комплексных учебных проектов с информационными паузами для усвоения базовых теоретических знаний».
Следует отметить, что переводить полностью весь образовательный процесс на проектное обучение нецелесообразно.
Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:
Ø самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
Ø учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач;
Ø приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
Ø развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
Ø развивают системное мышление.
Таким образом, суть проектного метода состоит в том, что учение в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты.
Заведующий лабораторией «Технологии» ИОСО РАО, доктор педагогических наук, профессор В. М. Казакевич в своей статье «Технологическое образование в век высоких технологий» писал, что "Принципиальное отличие обучения технологии от традиционного трудового обучения в основной школе будет состоять в новой направленности учебных целей. Учащиеся не должны, подобно ремесленникам, научиться делать ограниченный круг вещей или работ, как это традиционно было на уроках технического, обслуживающего или сельскохозяйственного труда. От них потребуется, в первую очередь, на примере доступных для изучения технологий овладеть следующими умениями:
Ø обосновывать цель деятельности с учетом общественных потребностей, принимать решение и идти на риск создания продукта труда;
Ø находить и обрабатывать необходимую информацию с использованием современной техники;
Ø проектировать предмет труда и технологию деятельности с учетом доступных в данных условиях материалов и технических средств;
Ø овладевать политехническими трудовыми знаниями, навыками и умениями пользования орудиями труда, выполнения технологических операций;
Ø осуществлять технологические процессы, результаты которых будут иметь потребительскую стоимость;
Ø сотрудничать в коллективе и выполнять функции лидера.
В старших классах полной средней школы изучение «Технологии» должно быть направлено главным образом на овладение совокупностью методов творческой проектной деятельностью, освоение способов научного и практического поиска новых решений применительно к кругу познавательных и профессиональных интересов учащихся. С учетом профиля общеобразовательного учреждения (гимназия, колледж, технологическая школа и др.) проектная деятельность может иметь соответствующую предметную направленность». Лучше проектную деятельность начинать в начальных классах. Задача данного метода – стимулировать интерес детей, формировать познавательную активность, учить самостоятельности через индивидуальную, групповую и парную деятельность. В работе лучше применять исследовательскую проектную деятельность, так как именно она ставит целью проекта получение в качестве результата новых знаний, что соответствует целям обучения. Кроме того, использование проектов даёт возможность объединения урочной и внеурочной деятельности учащихся. Основной целью внеурочной проектной деятельности можно считать реализацию потенциала личности и развитие способностей детей, а также партнёрское общение, формирование навыков работы с информацией, организация и использование рабочего времени, умение оценивать свои возможности и осознавать свои интересы.
Другая информация:
Основные методологические проблемы педагогической науки
Педагогика является сложной наукой, объединяющей и интегрирующей в себе данные всех естественных и общественных наук о человеке, о законах его развития и социального становления. Предметом педагогики являются объективные законы конкретно-исторического процесса воспитания, органически связанные с за ...
Образец плана урока с использованием проектной методики для
обучения иноязычному общению в 9 классе средней школы
Topic: "Music of Our Town" T. What is music? Specialists explain it very well: " Music is art of combining sounds that have rhyth, harmony and melody."But music isn't a combination of pleasant sounds only. Can you explain what is music for you? P.1. I think music is beauty in so ...
Анализ результатов исследования связной речи детей
младшего школьного возраста с нарушением интеллекта
В процессе обследовании связной речи на первом этапе эксперимента детям предлагалось выполнить три задания (составить рассказы по серии сюжетных картин и по одной сюжетной картине), после чего данные рассказы анализировались по следующим критериям: употребление простых предложений (распространённых ...