Типичным для учащихся вспомогательной школы является и то, что посмотрев на объект изображения, но, не разобравшись в особенностях его строения, они сразу же, приступают к рисованию. Из-за кратковременности и неполноты охвата объекта анализирующим восприятием, сложившееся у детей представление неполно отражает его специфические особенности. Кроме того, хотя изображаемый объект и находится перед глазами учащихся, они обычно не смотрят на него и рисуют по памяти, передавая, таким образом, лишь самые общие свойства предметов данного рода.
Показательным в этом отношении является изображение младшими школьниками детской раскладной пирамидки. Так, игрушку, состоящую из четырех колец и наконечника, абсолютное большинство умственно отсталых учащихся рисует, не принимая во внимание число колец. Пирамидку же из семи колец ни один ученик I—III классов специальной школы не может нарисовать с учетом реального числа деталей. В то же время. 65 % их сверстников, развивающихся нормально, выполняют это задание правильно.
Планирование изобразительной деятельности. Создание рисунка требует предварительного планирования предстоящей работы, однако планирование — одна из наиболее сложных интеллектуальных операций. Это отчетливо проявляется в изобразительной деятельности учащихся специальной школы.
Для того чтобы составить план построения рисунка и придерживаться его в течение всего процесса рисования, необходимо всесторонне проанализировать объект изображения и установить последовательность осуществления изобразительных действий. Но так как умственно отсталые школьники нередко испытывают большие затруднения в определении структуры предмета или образца, то и спланировать свои действия они также не в состоянии.
Снижение целенаправленности деятельности приводит к тому, что учащиеся слабо ориентируются в задании, плохо соотносят форму, величину, взаимное расположение элементов объекта.
При самостоятельном рисовании или рисовании по краткой инструкции большинство учащихся не в силах разумно и целесообразно развернуть свою деятельность, принять правильное решение в ходе выполнения задания, точно следовать логике построения изображения., Так, например, при рисовании с натуры предметов симметричной формы учащиеся, вместо того чтобы начать рисунок с проведения средней (осевой) линии и определения величины изображения, сразу начинают рисовать отдельные детали предмета (наконечник раскладной пирамидки, ручку детской лопатки, крышу домика и т.п.). Разумеется, что такой порядок построения рисунка приводит к его сильному искажению. Несмотря на то что предмет «узнается», в рисунке много серьезных недостатков и неточностей.
Неумение планировать свою работу проявляется не только в построении рисунка, но и в отсутствии рациональной организации деятельности в целом. Особенно хорошо это видно при раскрашивании в узорах чередующихся элементов. Вместо того чтобы сначала раскрасить соответствующие части в один цвет, а оставшиеся — в другой, многие школьники беспорядочно меняют карандаши и нередко нарушают порядок чередования цветов.
Отсутствие плана работы приводит к тому, что некоторые ученики, не закончив рисунок, приступают к его раскраске, а затем, спохватившись, начинают дорисовывать недостающие детали.
Осуществление контроля за своей работой. Наряду с планированием при выполнении рисунка необходим постоянный зрительный контроль за процессом изображения. Такой контроль осуществляется в процессе выполнения рисунка на основе его сопоставления с изображаемым предметом.
Однако характер и качество представлений у умственно отсталых детей всецело обусловлены недостатками и особенностями их восприятия. Отсутствие полноты, точности зрительных представлений и способности прочно удерживать в памяти воспринятое приводит к тому, что нарисованные предметы оказываются похожими друг на друга. Иначе .говоря, происходит процесс их уподобления. В этих случаях форма и величина изображений передаются в самом общем виде и, как правило, упрощаются и схематизируются. Так, например, при изображении грибов разных видов (белого и мухомора) ученики специальной школы воспроизводят грибы «вообще», рисунок сказочной избушки с украшенной орнаментом, высокой необычной крышей, расписными наличниками и ставнями очень сходен с изображением совсем простого домика и т.п.
Для подавляющего большинства умственно отсталых школьников образ создаваемого изображения оказывается как бы «смазанным», «размытым», неопределенным. По этой причине учащиеся не могут соотнести свои действия с особенностями реально существующего предмета. Фактически происходит нарушение единого процесса: восприятие — представление — зрительный контроль за движением руки.
Другая причина отсутствия умения проверять свои действия в процессе, рисования заключается в недоразвитии у учащихся способности сравнивать изображаемое с натурой или образцом, а также части рисунка между собой. Установление сходства или различия между рисунком и объектом изображения возможно только при достаточно высоком уровне анализирующего' восприятия, последовательного выделения и сопоставления соответствующих признаков. Однако дело не ограничивается слабым развитием у умственно отсталых детей этих способностей, у них, кроме того, крайне незначительна потребность выполнять такие интеллектуальные операции. Даже копирование готовых образцов несложных декоративных мотивов им не удается выполнить без ошибок.
Другая информация:
Основные принципы взаимодействия ребёнка и педагога в пространстве музыки
Эффективное руководство развитием музыкального мышления возможно на основе личностного подхода, обеспеченного адекватным содержанием и методами музыкального образования. Говоря словами Л.С. Выготского, – формирование личности обусловлено человеческим общением. Человек имеет свои интересы, желания, ...
Появление фразеологизмов
Фразеология – одно из самых ярких средств языка, “жемчужина русской речи”. Метафоричность, эмоциональность, оценочность фразеологизмов придают любому высказыванию необыкновенную выразительность. Фразеологические единицы употребляются для более остроумного, меткого оформления мыслей в разговорной ре ...
Гуманизация образования и воспитания в современных условиях
Сложившаяся в настоящее время социальная, политическая, культурная ситуация в стране требует глубоких исследований по гуманизации образования, которая ориентируется на индивидуализацию и дифференциацию обучения, использование индивидуальных программ развития, усиление положительных мотивов учения, ...