Материалы » Особенности рисунка ученика специальной коррекционной школы » Особенности восприятия и передачи формы изображаемых предметов

Особенности восприятия и передачи формы изображаемых предметов

Страница 3

Количественная сторона элементов рисунка особенно часто нарушается в тех случаях, когда объект состоит из нескольких деталей и от учащихся требуется более тщательное соотнесение каждой части изображения с соответствующей частью натуры (шарики бус, кольца раскладной пирамидки, кубики башни, листья на ветке и т.п.).

Интересным является тот факт, что во время рисования учащиеся младших классов специальной школы почти не обращают внимания на натуру и даже могут не заметить того, что ее убрали.

Более или менее правильная передача формы и строения предмета свидетельствует о более высоком уровне умственного развития ребенка. Однако нередки случаи, когда реальные предметы приобретают в рисунках своеобразную и очень далекую от действительности структуру. Так, например, в рисунках с натуры постройки из кубиков строительного материала (1 класс) многие элементы нередко изображаются в виде неопределенных образований; кроме того, в конструкцию могут быть привнесены такие по форме детали, которые не имеют ничего общего с натурой.

Очень показательны ошибки, обусловленные непониманием значения некоторых элементов натуры. Особенно хорошо это видно на примере рисования молотка. Многие ученики 1 класса, не сознавая того, что те две деревянные части, которые они видят, представляют собой ручку, на которую насажен молоток, рисуют вторую часть ручки как нечто самостоятельное, произвольно «приделывая» ее к верхней части изображения (рис. 12).

При рассматривании объекта изображения учащиеся коррекционной школы часто фиксируют свое внимание на незначительных элементах объекта, составляющих «частицу» частично которые, с их точки зрения, имеют особое значение. Такое подчеркивание, выделение деталей находит отражение в детских рисунках. В этих случаях мельчайшие подробности, как правило, тщательно прорисовываются, выделяются цветом и чаще всего увеличиваются в размерах (ручка у двери, портфеля, выключатель у настольной лампы, кнопка звонка у будильника, заклепки на ручках кастрюли и т.п. — рис. 13, 14).

Рис.13 Рис.14

Во время рисования С. натуры часто происходит характерное преувеличение особенностей некоторых деталей. Так, например, ручка молотка, имеющая в оригинале лишь незначительное утолщение в нижней части, в рисунке чрезмерно утрируется.

Такие же преувеличенные размеры приобретают части символа на дорожном знаке «Прочие опасности».

В рисунках умственно отсталых школьников часто обнаруживаются и такие детали, которыми на самом деле объект не обладает. Это касается прежде всего хорошо знакомых детям предметов. В частности, рисуя постройку из элементов строительного конструктора, одни учащиеся изображают несуществующие окошки, другие пририсовывают трубу и т.п. Фрукты (яблоки, груши) во многих рисунках школьников приобретают некоторое дополнение в виде веточки с листочком.

Надо полагать, что, в этих случаях оригинал уподобляется хорошо усвоенному образу того предмета, который сложился в представлении ученика путем заимствования у одноклассников и неоднократного воспроизведения в рисунке.

Имея весьма нечеткие представления о предметах окружающей действительности, многие дети не могут найти несоответствие между выполненным рисунком и реальным объектом изображения. Особенно это отчетливо видно при рисовании живых существ. Во многих детских рисунках количество пальцев у людей не соответствует нужному (рис. 15).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другая информация:

Необходимость воспитания экологической культуры
Необходимость исследования обусловлена развитием двух параллельных процессов - усугублением экологических проблем планеты и их осмыслением населением Земли. Развитие деструктивных явлений в природе с беспокойством отмечается философами, учеными из области естествознания, экономики, гуманитарной сфе ...

Характеристика авторской школы Фролова
Любая деятельность состоит из трех частей: ориентировочно-мотивационной операционально-исполнительной рефлексивно-оценочной Отсутствие первой части превращает деятельность в хаотическое скопление отдельных действий без ясной и четкой цели, когда человек не видит личностного смысла в совершаемых дей ...

Анализ программы по изобразительному искусству и художественному труду под редакцией Б.М. Неменского
Прежде всего, мы выбрали эту программу, потому что в ней предоставлено большее количество часов, а именно в 6 классе для изучения этой темы посвящена полная (первая) четверть учебного года (8 часов). За этот период, можно непрерывно и не опираясь на остаточные знания ознакомить и научить детей виде ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru