Материалы » Эффективные способы создания и разрешения педагогического конфликта в условиях педагогического процесса » Практическое применение методик разрешения конфликта

Практическое применение методик разрешения конфликта

Страница 2

· Подсказка четвертая. "Будь рационализатором!"Известно, что все то, что стало смешным и неуклюжим в глазах окружающих, теряет силу воздействия и перестает быть опасным.Очень важно из конфликтной ситуации выйти с достоинством. Таким образом, будут защищены те социально ценные нормы, которые отстаивает преподаватель.

· Подсказка пятая. "Будь парадоксальным!"Постарайтесь при случае обратить коварный замысел нарушителя дисциплины на пользу себе и делу. Желательно так "разложить" суть ситуации для ребят, чтобы еще и поблагодарить нарушителя за помощь (с иронией, естественно). Педагог предстает сильной и оригинальной личностью. Дети не любят серости.

Для того чтобы на деле продемонстрировать образец применения подсказок, рассмотрим ситуацию, которая может произойти на занятии.

Полгода назад я принял группу, в которой был студент Николай С. От него доставалось не только молодым преподавателям, но и более опытным. Группа попала под влияние Николая. На одном из первых занятий студент решил "прощупать" меня. Записывая тему на доске, я услышал с задней парты, где сидел Николай, звук, напоминающий рычание собаки. Я оторопел, но несколько секунд, не оглядываясь, продолжал писать на доске (использована подсказка "задержи реакцию"). Затем я спокойно оглянулся на группу: подростки замерли в ожидании (теперь реализована подсказка 1), спокойно глянул на часы ("перевод реакции") и сказал: "Сейчас 11.45, завтра в это же время остерегайтесь: кто лает, тот может укусить!" (отличная рационализация ситуации).

Взрыв смеха, гул одобрения. Виновник покраснел. Занятие продолжалось. Больше подобных "проб" на моих занятиях не было .

Нередко конфликты, возникающие между студентами и преподавателями, случаются по причине неадекватности оценки знаний студентов. В таких ситуациях субъективной стороной могут выступать необъективные претензии студента на более высокую оценку и субъективность преподавателя, занижающего оценку студенту. Есть преподаватели, которые почти никогда не ставят оценку «отлично», они убеждены в том, что в совершенстве знают предмет только они сами. Такой преподаватель постоянно находится в конфликтной ситуации со студентами.

Влияние на оценку могут оказывать личностные качества студента, его поведение на лекциях и практических занятиях (реплики, пререкания, вступления в споры).

Встречаются и другие субъективные моменты при оценке знаний студента преподавателем. Бывают сомнения в оценке — поставить «хорошо» или «удовлетворительно» студенту. В такой ситуации преподаватель ориентируется на оценки, проставленные в «зачетке». При преобладании «удовлетворительных» оценок вопрос решается в пользу оценки «удовлетворительно», «отлично» такой преподаватель не поставит студенту ни за какой ответ.

Иногда студенты, в случаях неадекватной оценки их знаний, конфликтуют в открытой форме, но чаше студент уносит с собой скрытые формы протеста в виде отрицательных чувств: недоверия, ненависти, презрения, враждебности, ревности, жажды мести и т.д., которыми делится со всем своим окружением.

В межличностных конфликтах на уровне преподаватель — студент, основную роль в предупреждении и разрешении конфликта выполняет преподаватель, который может использовать для этого некоторые неизбежные в этих случаях методики и требования:

• при отчете студента необходимо психологически расположитьего к максимально возможному плодотворному ответу, исключить возникновение стрессовой ситуации;

• в случае неудовлетворительногоответа взаимодействие студент- преподаватель должно заканчиваться осознанием студентом того, что его ответ не удовлетворяет не преподавателя, а не отвечает требованиям программы;

• ни в какой форме и ни по какому поводу не допускаются оскорбления студента;

• владение собой и своими эмоциями в любой ситуации;

• все неудачи во взаимодействии со студентами, в создании конфликтных ситуаций считать своим собственным просчетом .

Страницы: 1 2 3

Другая информация:

Приемы развития пространственного мышления младших школьников в процессе изучения геометрического материала
Изучая методические разработки и рекомендации о путях и способах формирования пространственных представлений у учащихся, можно заметить, что подавляющее большинство из них (и теоретически, и исходя из опыта работы) приходят к выводу о необходимости: - используя способность детей шестилетнего возрас ...

Особенности развития музыкальных способностей в детском музыкальном театре
Одной из форм развития музыкальных способностей является детский музыкальный театр. Театр – вид искусства, специфика которого заключается в сценическом действии, возникающем в процессе игры актеров перед публикой. Как говорил В.Г.Белинский театр «освежает нашу душу… мощными и разнообразными впечатл ...

Представление об учебной задаче в начальной и подростковых школах
В настоящее время нет описаний учебной задачи в подростковой школе. Ее структура и содержание только обсуждаются разработчиками. Отметим, что представления об учебной задачи в подростковой школе мы получили из соотнесения следующих источников, анализа материалов экспериментального курса С.Ф. Горбов ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru