Материалы » Эффективные способы создания и разрешения педагогического конфликта в условиях педагогического процесса » Понятие «педагогический конфликт» и его особенности

Понятие «педагогический конфликт» и его особенности

Страница 1

Педагогическое общение представляет собой коллективную систему социально-психологического взаимодействия. Причем линии общения находятся в постоянном взаимодействии, пересекаются и взаимопроникают друг в друга.

Взаимодействие педагога с учащимися происходит в различных ситуациях. Чаще всего эти ситуации моделирует и создает педагог и применяет их в педагогических целях для организации учебнойдеятельности, для научно обоснованного структурирования взаимной деятельности преподавателя и учащихся. Такие ситуации называются педагогическими. Нередко они могут носить конфликтный характер.

В научной литературе конфликт трактуется неоднозначно. Существует множество определений этого термина. Так А.А. Лобанов термин «конфликт» трактует, как столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений, как серьезное разногласие, открытый спор, приводящий к борьбе.

В.Ю. Питюковконфликту дает следующее определение: конфликт — это и разрушение и созидание одновременно, поскольку противоречие, лежащее в его основе, должно быть осмыслено субъектами, устранено, и взамен его должны быть созданы новые отношения.

Для того, чтобы говорить об общении в конфликтных ситуациях, необходимо понимание сущности конфликта и происходящих в нем процессов.

Важно отметить, что конфликт отражает противоречивое устройство мира, его двойственность. Все хорошо знают, что существует день и ночь, война и мир, добро и зло, молодость и старость и т.д. В системе образования тоже можно выделить ряд противоречий. В образовательных учреждениях учащихся ориентируют на такие качества, как доброта, честность, порядочность, трудолюбие, а окружающая действительность преподносит примеры варварства, нечестности, непорядочности, тунеядства.

С оной стороны, педагоги призваны приобщить воспитанников к соблюдению сложившихся в обществе требований («ты должен»), а с другой – заботиться о развитии свободной личности («ты имеешь право»).

Педагогический контекст рассмотрения конфликта имеет особое значение для учебной практики. Конфликт между преподавателем и учащимися (или группой, коллективом), учащихся друг с другом так же, как и педагога с коллегами, всегда имеет в своей основе противоречие.

Однако, наличие противоречия – это еще не конфликт, а всего лишь возможные предпосылки к его возникновению между людьми. Противоречие не обязательно перерастет в конфликт.

Одним из признаков конфликта является личностный смысл того или иного противоречия для конкретного субъекта, когда данное явление оказывает существенные влияния на его чувства, поведение. До тех пор, пока не происходит столкновение личностных смыслов субъектов, конфликт между ними не возникает.

Для того чтобы произошло столкновение личностных смыслов, необходимы определенные обстоятельства, называемые конфликтной ситуацией.

Конфликтная ситуация – это сочетание обстоятельств, при которых создаются условия для обнаружения существенных различий во взглядах, интересах и намерениях субъектов, имеющих для них личностный смысл.

Конфликтная ситуация -это конфликт в потенции, так как наметившееся противоречие еще завуалировано, скрыто от субъектов или, по крайней мере, от одного из них .

Отметим, что конфликтная ситуация может и не перерасти в конфликт, если не произойдет прямого столкновения интересов противоборствующих сторон. Но, если же оно произошло, то конфликтная ситуация будет принимать вид инцидента. Здесь стороны не будут безмолвствовать, а открыто станут обнажать свои интересы, высказывая их в открытом разговоре либо путем передачи письменных сообщений.

Если назревание конфликтной ситуации можно и не заметить, не обратив внимания на чье-то недовольство, на то, что нарушаются чьи-то интересы, то инцидент не заметить нельзя. Инцидент является своеобразным внешним выражением и недовольства, и накопившихся претензий, и желания изменить сложившееся положение вещей в свою пользу, проявляющийся не только в виде высказанных требований или условий, но также в виде раздражения, обиды или угрозы в голосе, в форме резких движений и жесткой лексики. Инцидент – это такое внешнее проявление накопившихся внутренних противоречий между субъектами общения, которое может заявлять о себе словами, криками, угрозами, ругательствами, мимикой, а порой и ненормативной лексикой и рукоприкладством. Поэтому часто момент возникновения инцидента считают началом конфликта.

Теперь остается сделать последний шаг — снять противоречие, разрешить конфликт. Это позволит субъектам подняться на новый уровень взаимоотношений, по-новому выстроить свое поведение.

Описанная динамика относится к содержательным конфликтам, но наряду с ними достаточно часто встречаются конфликты пустые, имеющие иную природу. В их основе лежит неустойчивое психическое самочувствие человека, его особое состояние в какой-то момент. Игнорирование окружающими этого состояния и приводит к пустому конфликту, разрешение которого не требует сложной технологической инструментовки, поскольку устраняется демонстрацией уважения к человеку, предоставлением ему возможности проявить свою индивидуальность или просто побыть наедине с самим собой.

Страницы: 1 2

Другая информация:

Методика работы с младшими школьниками по формированию умений диалогической речи с использованием ролевых игр
В этой части нашего исследования будут представлены примеры ролевых игр, отвечающие изложенным выше требованиям, и направленные на формирование умений диалогической речи младших школьников. «Шесть Шляп Мышления» (Six Thinking Hats) — вероятно, один из самых популярных методов мышления, разработанны ...

Основание ордена иезуитов, его задача и педагогическая деятельность
Реформация вызвала со стороны католичества самозащиту, в виде целого ряда новых орденов, и в том числе ловкого, интеллигентного и преданного церкви иезуитского ордена. Как известно, орден основан был испанцем Игнатием Лойолой в 1543 году. Задачей его было восстановить силу и величие церкви, подорва ...

Разработка тематики и содержания элективных курсов технологического направления
Элективные курсы по предметам, не входящим в Базисный учебный план. Типовое многообразие элективных курсов включает в себя авторские курсы, строящиеся самой школой, отдельными педагогами, в том числе с использованием нетрадиционных учебных технологий (а также «сетевые курсы», разрабатывающиеся и ре ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru