Леонардо да Винчи, изучавший и глубоко анализировавший опыт древних, разрабатывая правила изображения человеческой фигуры, пытался на основе литературных сведений восстановить так называемый «квадрат древних». Он выполнил рисунок, в котором показана пропорциональная закономерность в соотношении частей тела человека см. приложение 1, рис. 1.
В общем, канон для пропорций человеческой фигуры аналогичен аксиоме в геометрии. Он означает общепринятую норму человеческого тела, идеальный критерий дисциплины в искусстве. Но говорить об идеальном критерии для фигуры – это все равно, что оказаться перед нелегким выбором: укоротить фигуру или вытянуть ее по размеру независимо от ее индивидуальной выразительности. Нелепость такого выбора неизбежна: в общем, правильно, но в частности совершенно неверно.
Как было давно установлено и традиционно, и исторически, высота фигуры равна семикратной с половиной высоте головы. С тех пор как художники Греции около 24 столетий назад разработали пропорции фигуры, выросло и утвердилось ее первостепенное значение; оно основано на рациональном геометрическом принципе, соответствующем высшему идеалу абсолютной, универсальной истины. Идеальный человеческий образ и совершенное архитектурное сооружение были задуманы как обобщенные конструктивные системы: чистота и совершенство одной согласовывались с упорядоченностью и гармонией другой .
Конечно, художники Древнего Рима признавали исключительную долговечность эллинистической системы и, основываясь на расчетах греков, определили Римский канон пропорций. В обновленном искусстве и науках эпохи Ренессанса художники пятнадцатого столетия старались сохранить дух гуманизма в эллинистических традициях. В свете новых знаний Да Винчи и Дюрер пытались отыскать греческие каноны, а поскольку в эпоху Возрождения и зародилась современная наука, фигура, созданная греками, фактически сохранилась в искусстве по сей день без изменений. Как критерии идеальных человеческих пропорций ее высоты равна семикратной с половиной высоте головы.
Однако, хотя сохранение греческой традиции можно понять, особенности современной жизни заставляют серьезно усомниться в том, насколько приемлема эта старая система. В XV веке даже дотошный Дюрер оставил свои поиски, когда обнаружил, что идеальная фигура не соответствует его целям, а Микеланджело и позднее Эль Греко отказались от нее, до гигантских размеров увеличив и удлинив своих персонажей, чтобы выразить их человечность и религиозность. Мы живем в глубоко контрастном мире обозначений, относительности и скоростей, и новые требования искусстве более чем когда-либо противоречат прежнему изображению фигуры.
Если меняющиеся жизненные мерки столь быстро меняют и соотношения в искусстве, то, возможно, единственно надежным критерием в искусстве служит собственное суждение художника. Почему не позволить создателю искусства быть единственным судьей и толкователем его правил, в том числе и пропорций? Да потому, что и здесь, в суждении художника, перед нами такой же абсолют, как и в предыдущих, и прими мы его, ничем не сдерживаемые личные мнения тотчас стали бы принципом, противопоставленным коллективному опыту.
Истина где-то посередине. Всякая художественная фигура должна быть пропорциональной но, прежде всего на свой лад, а затем соответствовать эпохе, проблемам, стоящим перед художником. Другими словами, это не должно быть изображением полубогов или природных божеств, но воплощением современных чаяний, вдохновения и человеческой природы. Фигура должна быть неким среднестатистическим культуры, где от каждого есть какая-то часть. Далее, что касается проблем, стоящих перед художником, пропорция должна толковаться как этап в постижении искусства, а не как самоцель. Ее следует понимать как точку отсчета, по мере совершенствования художника она должна подсказывать новые смелые решения. Вот почему пропорция служит ученику, а не мастеру, как это было в Греции. То есть это – лишь подготовительный этап для творческой фантазии и существует как критерий здравого смысла для студента, учащегося изображать фигуру, а не как требование к мастеру.
Таким образом, сегодня пропорция фигуры для изучающего искусства должна стать подтверждением его художественности, сформировавшейся из восхищения, любви и энтузиазма людей как целого. Это может быть спортсмен, турист, отдыхающий. Она должна слагаться из пищи, витаминов, здоровья, а не материальные свойства должны заимствоваться из гигиены, физиологии и медицины. Фигура должна быть прочной, надежной, жизненной, короче – прототипом высших стандартов цивилизации ХХ века, а не греческой, римской или эпохи Возрождения. Потому и высота фигуры, которую предлагает сегодняшняя анатомия, измеряется стандартом в восемь и три четверти высоты головы. Таков физический идеал нашего времени см. приложение 1, рис. 2.
Если мы умножим эту пропорцию на высоту головы среднего человека, примерно в 23 см, высота этой фигуры будет равна примерно 200 см (естественно, не без отклонений, характерных для современной жизни). А вот для сравнения контраст с греческими критериями: если высоту фигуры в семь с половиной голов умножить на высоту головы, то идеальная фигура взрослого грека достигает высоты примерно 173 см, то есть ниже роста теперешнего, современного человека.
Другая информация:
Григорий Богослов. Взгляд его на образование
Григорий Богослов (330—390 г.) род. в Назианзе, в Капподокии; образование получил в Александрии и Афинах. В Афинах он близко подружился с Василием Великим. Впоследствии был Константинопольским епископом, но скоро, по проискам Ариан, оставил Константинополь. Известен философским обоснованием догмата ...
Методика работы с младшими школьниками по формированию умений
диалогической речи с использованием ролевых игр
В этой части нашего исследования будут представлены примеры ролевых игр, отвечающие изложенным выше требованиям, и направленные на формирование умений диалогической речи младших школьников. «Шесть Шляп Мышления» (Six Thinking Hats) — вероятно, один из самых популярных методов мышления, разработанны ...
Метод проектов в преподавании технологии
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а та ...