В процессе чтения и изучения поэтического произведения перед учителем встают две задачи:
раскрыть идейно-художественное своеобразие произведения, помогая тем самым его воздействию на учащихся;
формировать умения учащихся в области восприятия и оценок стихотворения, их читательские качества.
В решении обеих задач особое значение приобретает правильное сочетание методов и приёмов обучения выразительному чтению.
Показ. На первоначальной стадии обучения выразительному чтению в 5 классе наиболее эффективный метод – показ. Его смысл сформулирован в народной пословице: «Что надо - укажи, как надо – покажи». Показ применяю и в тех случаях, когда дети затрудняются в воссоздании логического остова поэтической фразы, и в случаях затруднений по воссозданию образно-эмоциональных оттенков её. Цель показа состоит не в том, чтобы навязать ученикам готовую интонацию, а в том, чтобы вызвать в их воображении живые картины, возбудить их чувства, желание хорошо прочесть стихотворение.
Сопоставление. Приём сопоставления побуждает к обсуждению, к оценке, к отбору лучшей интонационной редакции и предостерегает от формального копирования, подражательства. Этот приём основывается на принципе: «Истина познаётся в сравнении».
Использую следующие разновидности:
сопоставление исполнения учащегося с исполнением учителя;
сопоставление исполнения двух и более учащихся (создаётся атмосфера здорового состязания за создание лучших интонационных вариантов);
сопоставление контрастно звучащих вариантов в исполнении учителя.
Устное рисование. Эффективным средством развития творческого воображения, обогащающим внутренними видениями, является устное описание картин, возникающих при восприятии поэтического произведения.
Рисование. Создание учащимися собственных картин на основе стихотворного текста, способствующее развитию умения передавать чувства и настроения лирического произведения через цветовую гамму.
Хоровое чтение. У хорового чтения есть одно важное преимущество: оно помогает тем учащимся, которые затрудняются читать у всех на виду. В хоре они чувствуют себя свободнее и читают уверенней. Кроме того, хор заражает общим подъёмом, общим настроением, тоном, который задаёт учитель своим показом. Но нужно учитывать, что не всякий материал подходит для хорового чтения.
Чтение в лицах. Чаще всего в средних классах использую чтение в лицах басен Ивана Андреевича Крылова и диалоговых стихотворений («Крестьянские дети», «Железная дорога» Н.А. Некрасова, «В парке плакала девочка» И. Северянина и др.) Прибегая к любому приёму, всегда нужно помнить о конечной цели – поощрять и развивать у детей любовь к художественному слову, вдохновлять их стремления к самостоятельному анализу художественного текста, созданию собственного произведения и тягу к декламации.
Работа над выразительным чтением помогает добиваться мне неплохих результатов.
Мои ученики – постоянные участники и призёры конкурсов чтецов. Их успехи в выразительном чтении отмечают и поэты, встречи с которыми проходят у нас в школе.
Ведущими школьных мероприятий тоже, в основном, являются мои ученики:
Линейку первого сентября проводили: Смирнова Арина (11 класс) и Жемчугова Марина (9 класс);
День Учителя: Сычёва Мария и Альмекенов Рустем (11 класс);
Литературную композицию, посвящённая Дню Матери: Сычёва Мария, Альмекенов Рустем и Медведев Владимир (11 класс), Жемчугова Марина (9 класс);
Новогодний праздник самостоятельно организовали и провели учащиеся 11 класса;
День святого Валентина: Морогин Александр и Смирнова Арина (11 класс)
Я считаю это своей заслугой, т.к. работаю в 11 классе с 5 класса и уделяла большое внимание выразительному чтению на уроках, посвящённых изучению лирических произведений, что способствовало развитию правильной дикции, артистичности, умения правильно владеть интонацией, выступать перед аудиторией.
Другая информация:
Учебный строй иезуитских школ, состав предметов и порядок заняли
Учебный строй иезуитских школ определяется, собственно, волею высшего начальника ордена, —генерала. Но фактически, начиная с 1599 года и доселе, исключая несущественных изменений и добавлений, в школах иезуитов царит устав четвертого генерала ордена, Аквавивы, — „Ratio et institutio studiorum” - („ ...
Констатирующий эксперимент по выявлению знаний в области экономики у
обучающихся профильного и базового уровней
В констатирующем эксперименте принимали участие 2 группы двух школ г.Североморска: контрольная и экспериментальная. В роли контрольной группы выступил 11Б профильный класс общеобразовательной школы №1, 20 человек. В обеих группах велось преподавание одним педагогом. В роли экспериментальной группы ...
Методы трудового воспитания в начальных классах
Метод (от греч. metodos) означает путь познания; теория, учение. Методы обучения зависят от понимания общих закономерностей познания человеком окружающего мира, то есть имеют философское методологическое обоснование и являются следствием правильного понимания противоречивости процесса обучения, его ...