Материалы » Формирование грамматического строя речи дошкольников с ОНР III уровня » Особенности грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи

Особенности грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи

Страница 2

Среди форм словоизменения наибольшее затруднения вызывают предложно-падежные конструкции существительных, падежные окончания существительных множественного числа, изменение глаголов прошедшего времени по родам, согласования прилагательного с существительным в роде, числе и падеже.

Специфической особенностью речи детей с ОНР является большая зависимость от лексической семантики, степени знакомости слова, от звукослоговой структуры слова, от типа предложения.

Характерной особенностью речи детей является одновременное существование двух стратегий усвоения грамматического строя речи:

усвоение слов в их нерасчлененном, целостном виде (на основе механизмов имитации);

овладения процессом расчленения слов на составляющие его морфемы (на основе механизмов анализа и синтеза), которая осуществляется у детей с ОНР с более замедленными темпами.

Нарушение синтаксической структуры предложения.

У детей с ОНР отмечается и нарушение формирования синтаксической структуры предложения.

Е. Ф. Соботович выделяет две группы детей с ОНР.

В первой группе детей наблюдается преимущественное нарушение морфологической системы языка при относительной сохранности глубинно-семантической структуры предложения. Не смотря на грубые морфологические аграмматизмы, дети этой группы все правильно воспроизводят структуру предложения из 2 – 3 слов, правильно воспроизводят семантические связи между словами, порядок слов. Например: «деси иду коле» (дети идут в школу). В этих предложениях дети воспроизводят структуру из трех семантических компонентов: субъект – предикат – объект; субъект – предикат – локатив. В структуре предложений сохранен порядок слов, но отсутствуют морфологические средства связи между словами. Таким образом, в этой группе детей имеет место резкая диспропорция между развитием морфологической и синтаксической систем языка.

Во второй группе наблюдается нарушение не только морфологической системы языка, но синтаксической структуры предложения. Нарушение синтаксической структуры предложения обычно выражается в пропуске членов предложений, чаще всего предикатов, в необычном порядке слов, что проявляется даже при повторении предложений: «много в лесу» (дети собрали в лесу много грибов).

Особенно большую трудность для детей с ОНР представляют инвестированные предложения, предложения пассивные, а также сложноподчиненные предложения.

Нарушение синтаксиса проявляются как на уровне глубинного, так и на уровне поверхностного синтаксиса.

На глубинном уровне нарушение синтаксиса проявляются в трудностях овладения семантическими компонентами (объектными, локативными, атрибутивными), в трудностях организации семантической структуры высказывания. На поверхностном уровне – в нарушении грамматических связей между словами, в неправильной последовательности слов в предложении.

Таким образом, общее недоразвитие речи характеризуется нарушением формирования всех компонентов речевой системы в их единстве у детей с нормальным слухом и интеллектом. Наиболее сложным является нарушение формирования лексики и грамматического строя речи.

Страницы: 1 2 

Другая информация:

Внеклассная деятельность как одна из форм работы
Вопросу внеурочной деятельности посвятили свои исследования такие авторы, как В. О. Кутьев, В. Д. Шадриков, И. Д. Демакова и др. Так, В. О. Кутьев в своей работе "Внеурочная деятельность школьников" отмечает, что "внеурочная деятельность - это такая организация труда, познания и обще ...

Средства и методы, способствующие развитию навыков домашней самостоятельной работы учеников по иностранному языку
Что же касается самостоятельной работы дома, то здесь мы рассмотрим работу с такими компонентами как работа с текстом, словарём и справочной литературой, рабочей тетрадью, а также написание сочинений. Итак, работа с текстом. Эта работа является более сложной, так как тексты достаточно велики по объ ...

Особенности развития музыкальных способностей в детском музыкальном театре
Одной из форм развития музыкальных способностей является детский музыкальный театр. Театр – вид искусства, специфика которого заключается в сценическом действии, возникающем в процессе игры актеров перед публикой. Как говорил В.Г.Белинский театр «освежает нашу душу… мощными и разнообразными впечатл ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru