Перечисленные вузы имеют давние "корни" и "исторический багаж" в сфере профессионального образования. Именно перечисленные вузы в течение прошлого века формировали "человеческий капитал" и кадровый потенциал промышленных предприятий города и области. В настоящее время они являются основными "игроками" на рынке образовательных услуг. Государственное финансирование дает существенное преимущество и повышает уровень лояльности потребителя к перечисленным вузам.
Появившиеся на образовательном рынке негосударственные вузы предлагают достаточно ограниченный набор образовательных программ, имеют не такую богатую историю. Среди коммерческих вузов как "долгожителей" можно отметить: Московский институт экономики, менеджмента и права (МИЭМП) - 10 лет на рынке образования, реализует 7 образовательных программ; Современную гуманитарную академию (СГА) - 6 лет на образовательном рынке, 8 программ профессиональной подготовки; Международный эколого-политологический университет (МНЭПУ) - 10 лет на рынке образования Пензенской области, реализует 7 программ.
В настоящее время на рынке образования появляются филиалы образовательных учреждений из Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Саратова, Ульяновска, Томска и других (общей сложности насчитывается более 30 филиалов и представительств), что влияет на обострение конкуренции между вузами.
3. Барьер, связанный с технологией организации образовательного процесса. Барьер строится прежде всего на внутреннем ресурсном ограничении организации образовательного процесса. Для эффективной реализации образовательных программ необходимо наличие многих составляющих – учебных площадей, материально-технического и информационного обеспечения, педагогического и управленческого персонала. Рост количества вузов на рынке подтверждает тот факт, что этот барьер достаточно легко преодолевается - достаточно свободное информационное пространство, рынок свободных педагогических кадров с возможностью перекрестного трудоустройства, снижение стоимости компьютерной и мультимедийной техники- все это позволяет организовать представительство вуза достаточно быстро. Однако следует отметить, что легкость преодоления ресурсного ограничения для вновь входящих на рынок образовательных услуг вузов связана прежде всего с профилем образовательных программ, которые в большинстве своем гуманитарные.
Подготовка инженерных специалистов без соответствующей материально-технической базы, исследовательского и промышленного оборудования организовать невозможно. Поэтому коммерческие вузы предпочитают без увеличения затратной части вести подготовку по "модным" экономическим и юридическим специальностям. Формирование преимуществ в области технологий организации образовательного процесса позволяет повысить лояльность потенциальных потребителей к вузу, поскольку участие компьютерной и мультимедийной техники в образовательном процессе многими абитуриентами воспринимается уже не как инновация, а как обязательный элемент качественного современного образования.
Одним из эффективных инструментов преодоления этого барьера является образовательный франчайзинг - использование на возмездной основе разработанных в головном вузе методик преподавания и учебно-методического обеспечения. По программам образовательного франчайзинга в Пензе работают ПИОО (на основе программ МЭСИ), МИЭМП и СГА- на основе оригинальных методик головных московских вузов. Преодоление барьеров "эффекта масштаба" и "технологии организации" может реализоваться так же в выработке и реализации стратегии расширения регионального охвата оказания образовательных услуг и проработке механизма функционирования филиалов и структурных подразделений на принципах образовательного франчайзинга.
4. Барьер, основанный на превосходстве в уровне затрат. Этот вид барьера формирует норму прибыли на рынке и связан с капитализацией и уровнем первоначальных затрат на организацию образовательной деятельности, а так же с текущими затратами по обеспечению образовательного процесса. Государственное финансирование и постоянный, сложившийся в течение многих лет уровень текущих затрат по основной деятельности оказывают серьезное влияние на формирование этого барьера. Но популярность высшего образования и высокая норма прибыли на рынке обеспечивают возможность коммерческим вузам без серьезных капиталовложений организовать образовательную деятельность.
5. Барьер, основанный на расширении географических границ образовательного рынка. В настоящее время наблюдается всплеск активности вузов в организации сети филиалов и региональных представительств, что позволяет повысить уровень "ресурсного обеспечения" - привлекают новых абитуриентов из районов области, создавая на местах условия для профессиональной подготовки. Активную работу в этом направлении проводят: СГА, ПИОО, ПГУ и другие. Новые вузы, выходя на образовательный рынок, вынуждены, для участия в конкурентной борьбе, создавать собственную сеть региональных представительств, что связано с большими организационными и финансовыми затратами. Расширение образовательных границ рынка - прогрессирующая тенденция. Для получения конкурентных преимуществ современному вузу при формировании сети региональных представительств необходимо создавать не только отдельные филиалы, а формировать "корпоративную образовательную сеть" со своей образовательной, информационной, социальной, экономической и культурной средой.
Другая информация:
Индивидуальная работа с учащимися
Индивидуальная работа классного руководителя с учащимися – есть создание условий жизнедеятельности ребенка в коллективе, предусматривающих возможность каждого школьника быть непохожим на других. Индивидуальность ребенка – сложное образование, органически связанное с его возрастом, половым и нравств ...
Состояние исследований по использованию
дидактических игр на уроках математики
Использование дидактических игр на уроках математики в начальных классах является одним из важнейших факторов, когда закладываются прочные знания, умения, навыки в процессе активной познавательной деятельности, важнейшей предпосылкой которой является интерес. Мы ознакомились со статьями из журналов ...
Способы совершенствования речи у детей в раннем возрасте
К полутора годам малыш обычно произносит все гласные звуки (хотя и не всегда четко), ему доступны многие согласные звуки (м, п, б, к, г, т, д, н, в, ф, х), а также звук й. Многие из согласных звуков произносятся смягченно (дяй вместо дай). Отчетливость произнесения звуков во многом зависит от их ме ...