Народная игрушка, как и игрушка вообще, является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса. Через игру и игрушку ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе.
Мир народной игрушки разнообразен, удивителен и во многом неповторим. Путешествую по нему, мы можем перемещаться во времени и пространстве. Корни народной игрушки уходят в глубокую древность. Можно сказать, что все, создаваемое взрослыми для того, чтобы порадовать детей, было игрушкой, будь то кораблик из прутиков, вырезанная из дерева фигурка, свернутая из лоскута ткани зверушка или человечек.
С древних времен игрушка является проявлением любви взрослых к детям, старших к младшим. Любая игрушка – самая примитивная и простая, создана, прежде всего, для общения. Именно через игрушки происходит общение старшего и младшего поколения в семье, братьев и сестер, друзей и подруг, сверстников с одной улицы, из одной деревни, села, города. Маленький человек узнает окружающий мир с помощью игрушек. Взрослые рассказывают о большом реальном мире детям, создавая мир игрушечный, но в нем отражается настоящая жизнь.
В народной игрушке отразились представления наших древних предков и о мире ирреальном, магическом, обрядовом. Многие игрушки ритуалов фигурок людей и животных. Утратив со временем свою обрядовую функцию, они затем бытовали, как предмет игры, хотя подлинные обрядовые предметы никогда не применялись в играх.
Наиболее долго сохранялась обережная функция игрушек, особенно, что касалось игрушек звучащих – свистящих, гремящих, шумящих. Именно поэтому среди глиняных игрушек так больше всего свистулек, которые своими веселыми звучаниями отгоняли от ребенка болезни, напасти – все, что связано с миром злых духов. То же касалось игрушек-шаркунков из бересты. Эти звучащие игрушки стали прообразом современных погремушек.
В народной игрушке мы видим сплав реального и ирреального. Создавая ее, народный мастер черпает свои впечатления из окружающей реальной жизни, но не стремится к полному правдоподобию. Он создает выразительный образ животного, человека, птицы, отражая то главное, что присущее тому или иному персонажу. Для этого он сознательно преувеличивает, поэтизирует, обобщает качества, которые более всего характеризуют этот образ. При этом он руководствуется собственным миропониманием, пришедшим к нему от его предков. В этом сказывается обрядовая, ритуальная предыстория игрушки, когда создание фигурки имело определенный магический смысл и силу, а образ, который воплощал эту силу, шел из глубины веков. Как правило, это были мифологические образы, воплощавшие силы природы, которые оказывали большое влияние на жизнь земледельца, охотника, скотоводства.
Следует отметить, что практически каждая народная игрушка, а за ними и фабричная, несет в себе определенную символику. Эта символика вполне конкретным образом воздействует на психику ребенка. Хорошо известно, что находит подтверждение в ряде психологических исследований, что человек различным образом психически реагирует на различные геометрические фигуры (работы Шабельникова В.К.), цвета (Люшер), формы и их сочетания. Иными словами, давая ребенку ту или иную игрушку, необходимо знать, соответствует ли заложенный в ней психофункциональный код возрасту и эмоциональному состоянию ребенка, а также другим его психофизическим характеристикам.
Народная игрушка является культурным наследием подобно родной речи, сказке, песне. Народные игрушки тысячелетиями воспитывали ребенка, они проверены детской любовью к ней, детской игрой. Игрушке каждого народа свойственны свои педагогические, художественные и технические традиции.
Другая информация:
Система упражнений для обучения диалогической
речи
Диалогическая речь представляет собой сложную речевую деятельность, в которой речь одного из участников зависит от речевого поведения другого. При обучении диалогической речи нужно развить следующие умения: Запросить информацию, уметь задать вопрос. Ответить на вопрос собеседника. Понять на основан ...
Творческая деятельность. Характеристика творческой деятельности
Существует иерархия ценностей рангов, характеризующая степень предрасположенности человека к творческой деятельности: способность – одаренность – талантливость – гениальность.По мнению И.В. Гете, гениальность художника определяется силой восприятия мира и воздействием на человечество. Американский ...
Дополнительное образование детей в России: история и современность
Дополнительное образование детей, в недалеком прошлом внешкольное воспитание, – своеобразный феномен системы образования. На всем протяжении истории отношение к внешкольному образованию и его участию в образовании и воспитании человека постоянно менялось от полного непризнания до отведения главной ...