Народная игрушка, как и игрушка вообще, является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса. Через игру и игрушку ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе.
Мир народной игрушки разнообразен, удивителен и во многом неповторим. Путешествую по нему, мы можем перемещаться во времени и пространстве. Корни народной игрушки уходят в глубокую древность. Можно сказать, что все, создаваемое взрослыми для того, чтобы порадовать детей, было игрушкой, будь то кораблик из прутиков, вырезанная из дерева фигурка, свернутая из лоскута ткани зверушка или человечек.
С древних времен игрушка является проявлением любви взрослых к детям, старших к младшим. Любая игрушка – самая примитивная и простая, создана, прежде всего, для общения. Именно через игрушки происходит общение старшего и младшего поколения в семье, братьев и сестер, друзей и подруг, сверстников с одной улицы, из одной деревни, села, города. Маленький человек узнает окружающий мир с помощью игрушек. Взрослые рассказывают о большом реальном мире детям, создавая мир игрушечный, но в нем отражается настоящая жизнь.
В народной игрушке отразились представления наших древних предков и о мире ирреальном, магическом, обрядовом. Многие игрушки ритуалов фигурок людей и животных. Утратив со временем свою обрядовую функцию, они затем бытовали, как предмет игры, хотя подлинные обрядовые предметы никогда не применялись в играх.
Наиболее долго сохранялась обережная функция игрушек, особенно, что касалось игрушек звучащих – свистящих, гремящих, шумящих. Именно поэтому среди глиняных игрушек так больше всего свистулек, которые своими веселыми звучаниями отгоняли от ребенка болезни, напасти – все, что связано с миром злых духов. То же касалось игрушек-шаркунков из бересты. Эти звучащие игрушки стали прообразом современных погремушек.
В народной игрушке мы видим сплав реального и ирреального. Создавая ее, народный мастер черпает свои впечатления из окружающей реальной жизни, но не стремится к полному правдоподобию. Он создает выразительный образ животного, человека, птицы, отражая то главное, что присущее тому или иному персонажу. Для этого он сознательно преувеличивает, поэтизирует, обобщает качества, которые более всего характеризуют этот образ. При этом он руководствуется собственным миропониманием, пришедшим к нему от его предков. В этом сказывается обрядовая, ритуальная предыстория игрушки, когда создание фигурки имело определенный магический смысл и силу, а образ, который воплощал эту силу, шел из глубины веков. Как правило, это были мифологические образы, воплощавшие силы природы, которые оказывали большое влияние на жизнь земледельца, охотника, скотоводства.
Следует отметить, что практически каждая народная игрушка, а за ними и фабричная, несет в себе определенную символику. Эта символика вполне конкретным образом воздействует на психику ребенка. Хорошо известно, что находит подтверждение в ряде психологических исследований, что человек различным образом психически реагирует на различные геометрические фигуры (работы Шабельникова В.К.), цвета (Люшер), формы и их сочетания. Иными словами, давая ребенку ту или иную игрушку, необходимо знать, соответствует ли заложенный в ней психофункциональный код возрасту и эмоциональному состоянию ребенка, а также другим его психофизическим характеристикам.
Народная игрушка является культурным наследием подобно родной речи, сказке, песне. Народные игрушки тысячелетиями воспитывали ребенка, они проверены детской любовью к ней, детской игрой. Игрушке каждого народа свойственны свои педагогические, художественные и технические традиции.
Другая информация:
Понятие культуры речи
Культура речи - часть общей культуры человека. По тому, как человек говорит или пишет, можно судить об уровне его духовного развития, его внутренней культуры. Владение человеком культурой речи является не только показателем высокого уровня интеллектуального и духовного развития, но и своеобразным п ...
Классификация детских игр
Детские игры - явление неоднородное. Даже глаз непрофессионала заметит, насколько разнообразны игры по своему содержанию, степени самостоятельности детей, формам организации, игровому материалу. В силу многообразия детских игр оказывается сложным определить исходные основания для их классификации. ...
Основной недостаток учебного строя иезуитских школ: Неподвижность и
омертвелость
По-видимому, учебный порядок в иезуитских школах был не так плох, как привыкли представлять, исходя из исторических ассоциаций, связанных с именем „иезуитов”. И если справедливо, — как отмечает один из историков иезуитского ордена (В. Гетте), — что из иезуитских школ никогда не выходило сколько-ниб ...