В ходе изучения методической литературы нами были отобраны различные дидактические игры и упражнения, направленные на формирование устной монологической речи, предложенные Р.И. Лалаевой, Т.Б. Филичевой, А.В. Ястребовой, А.М. Курицыной,.
Речевой и наглядный материал для данных упражнений также должен подбираться с учетом речевого опыта, а также индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка.
Игра «Составь загадку».
Цель: обучить умению планировать свои высказывания, определять последовательность слов в предложении, воспитывать умение сравнивать, аргументировать, развивать творческое воображение, совершенствовать навыки связной речи.
Тема занятия «Овощи».
Воспитатель берет одну из картинок. Дает описание в форме загадки. Например: "Растет на грядке. Красный. У него зеленый резной воротничок" (помидор) Затем педагог раздает картинки всем детям. Они самостоятельно придумывают загадки по образцу. Если дети сразу не могут отгадать, то задают "автору" загадки различные уточняющие вопросы:
- Растет в земле?
- Вначале он зеленый?
Игра «Рассказываем поочередно»
Цель: Формировать умение составлять описательный рассказ об игрушке по образцу (образец дается поэтапно).
Тема занятия «Игрушки».
Перед детьми две куклы: знакомая и им и новая. Воспитатель говорит, что новая гостья останется с детьми, если они сумеют интересно рассказать о ней и о её подруге Катеньке. Дети учатся составлять рассказ вместе с куклой (кукла будет начинать, а дети заканчивать). Рассказывают о новой игрушке:
- Моя кукла очень симпатичная. А ваша?
- Наша кукла тоже очень симпатичная.
- У моей куклы розовые щеки и синие глаза. А у вашей?
- У нашей куклы розовые щеки и черные глаза.
- У моей Насти светлые волосы. А у вашей Кати?
- У нашей Кати темные волосы, у нее две косички.
После этого воспитатель просит одного из детей составить рассказ о кукле самостоятельно.
Игра "Магазин игрушек".
Цель: Учить детей составлять описания игрушек, пользуясь планом, предложенным воспитателем.
Тема занятия "Магазин".
Дети сидят полукругом, в центре - стол с игрушками. Рядом - столик для упаковки товаров, на нем - пакеты, числовые карточки и большой грузовик или корзинка (для покупок).
- Внимание, - через микрофон объявляет воспитатель.
- Сегодня у нас работает выездной магазин игрушек. И, отложив микрофон, спрашивает детей, как можно купить игрушки, не имея денег.
- Чтобы получить игрушку надо интересно рассказать о ней.
В разговоре с продавцом назовите игрушку, укажите ее размер, цвет ее частей, если игрушка заводная, покажите ее в действии.
Магазин открывается. Если ребенок интересно и достаточно подробно опишет игрушку, продавец дает ее упаковщице.
Преобразование предложений.
Цель: Учить детей строить сложные предложения.
Детям предлагаются два простых предложения, из которых нужно сделать одно сложное, используя союзы а, но, и, когда.
Тема занятия « Поездка на дачу»(фрагмент занятия).
Цель: составление простых и сложных предложений по сюжетным и предметным картинкам.
Задание 1: Педагог демонстрирует детям сюжетные картинки и предлагает составить предложения по их сюжету.
Картинка: Дети в лесу. Девочка собирает ягоды. Мальчик собирает грибы.
Педагог: Посмотрите внимательно на картину. Кого вы видите на ней?
Ребёнок: Девочку и мальчика.
Педагог: Что делает девочка?
Ребёнок: Девочка собирает ягоды.
Педагог: Что делает мальчик?
Ребёнок: Мальчик собирает грибы.
Педагог: Давайте вместе попробуем составить из этих предложений одно, используя союзы: а, но, и.
Ребёнок: Девочка собирает ягоды, и мальчик собирает грибы.
Ребёнок: Маша не тот вставила союз. Нужно союз а. Девочка собирает ягоды, а мальчик собирает грибы.
Задание 2: Педагог предлагает детям закончить предложения и подобрать картинку.
Мальчик ловит . Девочка играет .
Собака грызёт . Мама стирает .
Кошка сидит . Курица снесла .
Летом тепло, а зимой . Птицы летают, а змеи .
Осенью листья жёлтые, а летом . Снег растает, когда .
Весной греет солнышко и . Дети лепят снеговика и. .
Работа с серией сюжетных картин.
Цель: обучение составлять связный рассказ по сери сюжетных картин.
Тема занятия «Составление рассказа»(фрагмент занятия).
Демонстрируется серия сюжетных картин «Гроза».1 - я картина. Дети в лесу, девочка собирает ягоды, мальчик собирает грибы.
2-я картина. Дождь, на небе молнии, дети бегут.
3-я картина: Дети сидят дома за столом и оживленно рассказывают маме о случившемся.
Дети с помощью педагога разбирают содержание картин, составляют рассказ. Потом этот рассказ воспроизводится детьми.
Пример рассказа:
Это было летом. Дети жили на даче. Они пошли в лес. Саша собирал грибы. Лена собирала ягоды. Вдруг подул сильный ветер. Пошёл дождь. Дети испугались и побежали домой. Дома они рассказали обо всем маме.
Другая информация:
Семейное воспитание в развитии ребёнка
В родительском труде, как во всяком другом, возможны и ошибки, и сомнения, и временные неудачи, поражения, которые сменяются победами. Воспитание в семье - это та же жизнь, и наше поведение и даже наши чувства к детям сложны, изменчивы и противоречивы. К тому же родители не похожи друг на друга, ка ...
Основные положения социальной защиты детства в РФ
Социальная защита детства в современном мире, как и в России, является одним из важнейших, основных факторов экономического, социального, культурного развития общества, представляет основу социальной политики государства. Право на получение социальной защиты стало одним важнейших элементов правовог ...
Образец плана урока с использованием проектной методики для
обучения иноязычному общению в 9 классе средней школы
Topic: "Music of Our Town" T. What is music? Specialists explain it very well: " Music is art of combining sounds that have rhyth, harmony and melody."But music isn't a combination of pleasant sounds only. Can you explain what is music for you? P.1. I think music is beauty in so ...