Кроме общего, стандартного объема знаний для обучающихся всех школ России, определенная часть необходимых молодому поколению экономических сведений может и должна иметь региональные источники. Регионы отличаются друг от друга по значительному числу параметров, связанных с производством, наличием сырья, а также экологическими и социальными проблемами.
Предмет экономики считается важной частью среднего образования, входит в региональный базисный учебный план; в подавляющем большинстве школ экономика преподается либо как часть интегрированных курсов, либо как самостоятельная дисциплина .
Современное экономическое образование школьников практически ориентировано на получение экономических знаний. Эту общую целевую установку можно конкретизировать через категории учебных целей, такие, как «понимание», «применение», «анализ», «синтез», «оценка». Прежде всего обучающиеся должны знать базовые экономические концепции и понятия (потребности, труд, деньги, цена, товары, рынок, спрос, предложение, факторы производства, издержки производства, основной и оборотный капитал, инфляция, налоги, госбюджет, банки, кредит, процент, валюта и др.), уместно их употреблять, уметь логично рассуждать о ключевых экономических проблемах, оказывающих влияние на обучаемых как граждан, работников и потребителей, будущих семьянинов. Естественно, показатели, отражающие ключевые социально-экономические проблемы развития страны и региона, постоянно меняются. Поэтому обучение должно стимулировать самостоятельные поиски обучающимися новой информации.
Ряд авторов выделяет причины, определяющие необходимость экономической подготовки школьников:
1. Социально-личностное развитие обучающегося, то есть формирование ценностных установок, нравственно-экономических качеств, развитие личностных ресурсов, мотивов, потребности в самопознании, адекватной оценке своей готовности к различным видам социально-экономической деятельности.
2. Воспитание субъекта хозяйственных отношений, потребителя, собственника, хозяина, ориентирующегося в сути происходящих макро- и микроэкономических событий, умеющего принимать грамотные и обоснованные решения при рассмотрении хозяйственных вопросов, при планировании экономики семьи.
3. Гражданское становление человека: как гражданин демократической страны может (и должен) видеть причинно-следственную зависимость экономических процессов, сознательно вырабатывать и отстаивать своё мнение, влиять на решение общественных вопросов.
Необходимость радикального изменения экономического образования вызвана идущими в обществе преобразованиями, экономизацией социальных связей, необходимостью формирования массового мышления с учетом рыночного опыта многих развитых и развивающихся стран. Особенно важно готовить молодежь к жизни и работе в непростых условиях рынка. Наблюдаются быстрые темпы распространения экономического образования в учебных заведениях, что обусловлено прежде всего возросшим спросом на знания в области экономики, предпринимательства, актуализацией задачи формирования массовой деловой культуры. Характерной чертой экономического образования в общеобразовательных учреждениях страны является то обстоятельство, что оно включено в процесс профилизации и специализации самого общего образования (начиная с уровня начальной школы). Профильная дифференциация выражается либо в выборе общего экономического направления всей школы, либо в открытии классов экономического профиля. При этом экономическая профилизация чаще всего сводится к выбору учебных программ по углубленному изучению отдельных предметов, либо к введению единичных дополнительных учебных курсов в старших классах по специальным дисциплинам.
Потребность средней школы в углубленном изучении экономических дисциплин возникла практически одновременно с введением курса «Основы экономики» в учебный план. Она реализуется в рамках экономических профильных классов и специализированных учебных заведений (типа гимназий и лицеев). Нормативной основой их функционирования является Закон РФ «Об образовании» .
Другая информация:
Экспериментальное обучение на основе использования историй с
движениями при обучении грамматики английского языка в начальной школе
На основе теоретических положений было проведено экспериментальное обучение, целью которого было выявление эффективности использования историй с движениями для формирования грамматических навыков по теме Present Simple в начальной школе. Экспериментальная работа проводилась на базе средней общеобра ...
Основные трудности понимания речи на слух
Практический опыт обучения иностранному языку, практика устного перевода и просто общения на иностранном языке убеждают в том, что аудирование является одним из самых сложных видов речевой деятельности и единственным видом речевой деятельности, при которой от лица ее выполняющего почти ничего не за ...
Характеристика авторской школы Фролова
Любая деятельность состоит из трех частей: ориентировочно-мотивационной операционально-исполнительной рефлексивно-оценочной Отсутствие первой части превращает деятельность в хаотическое скопление отдельных действий без ясной и четкой цели, когда человек не видит личностного смысла в совершаемых дей ...