Программа должна обеспечивать:
– оптимальную нагрузку на ребенка, учитывать возрастные и индивидуальные возможности учащихся;
– эмоционально-психологическое благополучие школьника;
– прикладную направленность знаний, умений, навыков.
– преемственность и развитие ранее изученных общеобразовательных программ;
– достаточность и соответствие требованиям ВУЗов региона и страны;
– реализацию основных требований регионального компонента.
В программе должно быть заложено оптимальное сочетание индивидуальной и совместной деятельности (ученик-ученик; ученик-группа; ученик-учитель; учитель-группа; учитель-класс).
В программе не следует допускать:
– дублирование содержания базового предметного курса;
– противоречия программам действующим в общеобразовательной школе и требованиям государственного стандарта.
Алгоритм разработки программы учебного курса по выбору
1. Определение общих целей предпрофильной подготовки.
2. Определение результатов обучения по программе, соответствующих целям предпрофильного обучения и уровню разработанности знаний в науке и практике.
3. Разработка содержания знаний и умений, необходимых для реализации целей обучения.
4. Определение соответствующей заявленным целям обучения последовательности изучения учебного материала.
5. Группировка содержания учебного материала по разделам и темам.
6. Определение соответствующих целям обучения методов раскрытия учебного материала.
7. Определение времени, требуемого на изучение отдельных разделов и тем и всей программы в целом.
8. Разработка учебно-тематического плана изучения материала.
Опорные вопросы для составителя программы
Прежде чем приступить к составлению программы предпрофильного курса по выбору, педагогу полезно ответить на следующие вопросы:
· На каком содержательном материале и через какие формы работы я смогу наиболее полно реализовать задачи предпрофильной подготовки? (помочь ученику сориентироваться в выборе профиля, восполнить пробелы его предыдущей подготовки, показать типичные для данного профиля виды деятельности, дать возможность ученику проявить себя и добиться успеха)
· Чем содержание курса будет качественно отличаться от базового курса (оно вообще не представлено в базовых курсах; оно представлено «вскользь», о нем лишь упоминается; оно представлено односторонне, не отражены другие точки зрения и т.п.)?
· Какими учебными и вспомогательными материалами обеспечен данный курс (фонд библиотеки, хрестоматии, сборники, дидактические материалы и т.п.)?
· Какие виды деятельности (профильно и профессионально ориентированные) возможны в работе с данным содержанием?
· Какие виды работ могут выполнить учащиеся для подтверждения своей успешности в будущем профильном обучении?
· Какова доля самостоятельности ученика в работе данного курса, в чем он может проявить инициативу?
· Какие критерии, ясные педагогу и ученику, позволят оценить успехи в изучении данного курса?
· Каким образом в процессе работы будет фиксироваться динамика интереса к курсу, к будущему профилю?
Другая информация:
История развития игрушки
Игрушка во все исторические эпохи была связана с игрой – ведущей деятельностью, в которой формируется типичный облик ребенка: ум, физические и нравственные качества. Игрушка – это феномен (предмет) культуры, выполненный из определенного материала, обладающий формой и содержанием, значением и смысло ...
Инновационные технологии в системе образования: опыт и перспективы
В современных условиях общество ставит перед образованием задачу предоставить каждому человеку свободный открытый доступ к образованию на протяжении всей жизни с учетом собственных интересов, способностей и потребностей, обеспечив при этом приспособляемость к жизни в условиях высокой скорости инфор ...
Зрительно-двигательная готовность к изобразительной деятельности
Для выполнения любого рисунка необходимо наличие, во-первых, отчетливых представлений об изображаемых предметах и явлениях, во-вторых, умения передавать эти представления в графической форме каким-либо красящим веществом (графитом, фломастером, гуашью и т.п.). Иначе говоря, требуется не только особ ...