Программа должна обеспечивать:
– оптимальную нагрузку на ребенка, учитывать возрастные и индивидуальные возможности учащихся;
– эмоционально-психологическое благополучие школьника;
– прикладную направленность знаний, умений, навыков.
– преемственность и развитие ранее изученных общеобразовательных программ;
– достаточность и соответствие требованиям ВУЗов региона и страны;
– реализацию основных требований регионального компонента.
В программе должно быть заложено оптимальное сочетание индивидуальной и совместной деятельности (ученик-ученик; ученик-группа; ученик-учитель; учитель-группа; учитель-класс).
В программе не следует допускать:
– дублирование содержания базового предметного курса;
– противоречия программам действующим в общеобразовательной школе и требованиям государственного стандарта.
Алгоритм разработки программы учебного курса по выбору
1. Определение общих целей предпрофильной подготовки.
2. Определение результатов обучения по программе, соответствующих целям предпрофильного обучения и уровню разработанности знаний в науке и практике.
3. Разработка содержания знаний и умений, необходимых для реализации целей обучения.
4. Определение соответствующей заявленным целям обучения последовательности изучения учебного материала.
5. Группировка содержания учебного материала по разделам и темам.
6. Определение соответствующих целям обучения методов раскрытия учебного материала.
7. Определение времени, требуемого на изучение отдельных разделов и тем и всей программы в целом.
8. Разработка учебно-тематического плана изучения материала.
Опорные вопросы для составителя программы
Прежде чем приступить к составлению программы предпрофильного курса по выбору, педагогу полезно ответить на следующие вопросы:
· На каком содержательном материале и через какие формы работы я смогу наиболее полно реализовать задачи предпрофильной подготовки? (помочь ученику сориентироваться в выборе профиля, восполнить пробелы его предыдущей подготовки, показать типичные для данного профиля виды деятельности, дать возможность ученику проявить себя и добиться успеха)
· Чем содержание курса будет качественно отличаться от базового курса (оно вообще не представлено в базовых курсах; оно представлено «вскользь», о нем лишь упоминается; оно представлено односторонне, не отражены другие точки зрения и т.п.)?
· Какими учебными и вспомогательными материалами обеспечен данный курс (фонд библиотеки, хрестоматии, сборники, дидактические материалы и т.п.)?
· Какие виды деятельности (профильно и профессионально ориентированные) возможны в работе с данным содержанием?
· Какие виды работ могут выполнить учащиеся для подтверждения своей успешности в будущем профильном обучении?
· Какова доля самостоятельности ученика в работе данного курса, в чем он может проявить инициативу?
· Какие критерии, ясные педагогу и ученику, позволят оценить успехи в изучении данного курса?
· Каким образом в процессе работы будет фиксироваться динамика интереса к курсу, к будущему профилю?
Другая информация:
Описание результатов внедрения Триз в педагогический процесс
На сегодняшний день применение методов ТРИЗ и РТВ в педагогике включается три основных направления разработок: - дополнение и изменение традиционных дисциплин; - создание новых технологий обучения на основе ТРИЗ-РТВ; - разработки в области теории творческого мышления. Первое направление разработок ...
Система упражнений для обучения диалогической
речи
Диалогическая речь представляет собой сложную речевую деятельность, в которой речь одного из участников зависит от речевого поведения другого. При обучении диалогической речи нужно развить следующие умения: Запросить информацию, уметь задать вопрос. Ответить на вопрос собеседника. Понять на основан ...
Особенности обучения чтению в старших классах
специальной школы 8 вида
Чтение — это один из видов речевой деятельности, представляющий собой перевод буквенного кода в звуковой и осмысление воспринятой информации. Умение читать включает в себя соотнесение зрительного образа речевой единицы (слова, словосочетания, предложения) с ее слухоречедвигательным образом и посл ...