Типовые программы и программы курсов по выбору, ориентированные на предпрофильную подготовку, либо предназначенные для профильного обучения, имеют черты функционального и структурного сходства, общий алгоритм конструирования.
Любая учебная программа вне зависимости от того, к какому варианту образовательной программы, к какой образовательной области и к какой ступени общего образования она относится, выполняет следующие функции:
· нормативную, т.е. является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;
· целеполагания, т.е. определяет цели и ценности, ради достижения которых она введена в ту или иную образовательную область (обязательные занятия, курсы по выбору, факультативные или групповые занятия);
· фиксации содержания образования, т.е. определяет состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащимися, а также степень их трудности;
· процессуальную, т.е. определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, доминирующие методы, формы, средства и условия обучения;
· оценочную, т.е. определяет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки степени обученности учащихся.
Авторские переработанные, адаптированные, экспериментальные и т.п. (более подробно см. раздел 3.10. рекомендаций) программы элективных курсов, входящих в школьный компонент, проходят рецензирование:
I этап – внутренний, где их рассматривает методическое объединение учителей-предметников (научно-методический совет гимназии). Они вносят свое решение о соответствии учебного плана и программы существующим требованиям и уставу общеобразовательного учреждения, целесообразность их введения в учебный план (школьный компонент) и вынесения на внешнее рецензирование.
II этап. Программы, выделенные на этапе внутреннего рецензирования как наиболее перспективные для реализации целей предпрофильной подготовки учащихся, передаются по решению методического объединения на внешнее рецензирование. Оно проводится специалистами системы повышения квалификации.
Цели новой программы выражаются в однозначных для понимания формулировках и учитывают:
– цели и процессы развития способностей, склонностей, интересов ученика;
– задачи учебной деятельности учащихся, определенные действующими планами, программами, уставом ОУ;
– ранее полученные знания учащимися;
– соответствующий профиль обучения и его концепции;
– требования, предъявляемые уставом ОУ;
– уровневую структуру курса;
– информационные и методические возможности отрасли знаний.
Программа должна отражать требования Закона об образовании, нормативные положения, рекомендации, концепции, существующие в регионе и Российской Федерации и обеспечивать решение задач предпрофильной подготовки учащихся.
Программа должна быть нацелена:
– развитие любознательности как основы познавательной активности;
– развитие способностей, склонностей, интересов ребенка;
– формирование творческого воображения;
– развитие коммуникативности;
– формирование и развитие общеучебных и специальных исследовательских умений и навыков обучающихся.
Другая информация:
Учреждения дополнительного и специального
образования
1) Суворовское военное, нахимовское военно-морское училище, кадетский (морской кадетский) корпус. Виды образовательных учреждений: Суворовское военное училище; Нахимовское военно-морское училище; Кадетский (морской кадетский) корпус. 2) Оздоровительное общеобразовательное учреждение санаторного тип ...
Анализ результатов исследования связной речи детей
младшего школьного возраста с нарушением интеллекта
В процессе обследовании связной речи на первом этапе эксперимента детям предлагалось выполнить три задания (составить рассказы по серии сюжетных картин и по одной сюжетной картине), после чего данные рассказы анализировались по следующим критериям: употребление простых предложений (распространённых ...
Значение и применение аминокислот
Аминокислоты и их производные используются в качестве лекарственных средств в медицине. Так глицин оказывает укрепляющее действие на организм и стимулирует работу мозга. Лизин и метионин применяются в качестве добавок в корм сельскохозяйственным животным. Человеческий организм может синтезировать 1 ...