Интерес учителей иностранного языка к ролевой игре не случаен, поскольку игра занимает важное место в жизнедеятельности человека, особенно ребенка, осваивающего окружающий мир. Именно в игре у ребенка развивается воображение, произвольное внимание и память, формируется интерес к иностранному языку.
Во временном плане ролевая игра представляет собой целостный цикл управляемого взаимодействия между учителем и учащимися, который, как мы уже отмечали, состоит из подготовки ролевой игры, ее проведения и подведения итогов проведенной игры.
В ролевой игре выделяют 3 этапа:
I. Подготовительный этап, охватывающий:
- сообщение темы предстоящей игры, ее сюжета, постановку коммуникативной задачи, описание и распределение ролевого состава;
- работу над языковым материалом, необходимым для проведения игры;
II. Проведение игры;
III. Подведение итогов игры .
Некоторые авторы предлагают более детальный план:
· подготовительный этап в классе;
· подготовительный этап дома;
· собственно игра;
· заключительный этап.
Подготовительный этап в классе предусматривает вступительную беседу преподавателя, который знакомит детей с ролевой ситуацией и с лексикой ролевой игры.
После проведения ролевой игры необходимым элементом является заключительный этап – выполнения определенных заданий (например, написать статью в газету, письмо другу по проблеме и т.д.).
В зависимости от цели занятия и уровня подготовленности учащихся, ролевые игры могут проводиться в парах, в подгруппе и в целой группе.
Ролевая игра в парах – самый простой вид роевых игр. Здесь можно использовать анкеты, которые учащиеся заполняют, задавая друг другу вопросы.
Ролевые игры в подгруппах могут проводиться по-разному: либо все подгруппы играют одновременно, а преподаватель контролирует их работу, переходя от одной подгруппы к другой; либо подгруппы играют по очереди: одна играет, а остальные слушают и оценивают с тем, чтобы принять участие в дальнейшем обсуждении.
Заслуживают внимания и так называемые «ролевые карты». Каждый участник получает карточку, одна ее сторона одинакова для всех (содержит информацию о ролевой ситуации).
Обратная сторона карточек содержит информацию о данном действующем лице, указывает возможную линию его поведения.
Ситуация ролевого общения является стимулом к развитию спонтанной речи, если она является динамичной, связанной с решением определенных проблем и коммуникативных задач.
Поэтому необходимо наличие единого сюжета, соответствующего выбранной коммуникативной ситуации и ролевых отношений между участниками общения. Обучающиеся играют самих себя или какого-либо персонажа в специфической ситуации.
Коммуникативные технологии – способствуют закреплению полученных знаний, речевых навыков, психологической комфортности в языковом пространстве .
Вводить ролевые игры в учебный процесс необходимо постепенно, начиная с наиболее простых игр.
Так на уроке можно попросить своих учеников «позвонить» папе или маме друга и узнать, умеет ли друг плавать (читать, считать). И учащиеся увлеченно «звонят» по игрушечным телефонам.
Можно воспользоваться и таким игровым приемом, как введение какой-либо роли в сюжетную канву урока. Например, роли Незнайки, который постоянно сомневается в правильности ответов товарищей и задает уточняющие вопросы. Или роли Знайки, который определяет правильность ответа товарища и хвалит его за это.
При наделении ролью того или иного ученика можно идти двумя путями:
- следование за индивидуальностью ученика, т.е. надо давать ученику роль, соответствующую его возможностям;
- наделение ученика ролью вопреки его индивидуальным способностям, ему будет значительно сложно справляться с этой ролью, но и эффект от его ролевого поведения будет значительно выше, чем в первом случае.
Таким образом, мы можем сказать, что ролевая игра:
1. это обучение в действии, повышающее качество обучения;
2. это в высшей степени мотивирующий фактор, так как она вызывает интерес учащихся;
3. дает учащимся опору: подсказывает, какими речевыми моделями можно выразить ту или иную мысль в данной ситуации;
4. сопровождается эмоциональным подъемом, что положительно влияет на качества обучения, повышает его эффективность.
Небольшие ролевые игры могут проводиться практически на каждом занятии по иностранному языку.
Непосредственная подготовка к ролевой игре начинается на первом же занятии по новой разговорной теме. Учителю целесообразно максимально подробно раскрыть содержание новой учебной темы.
Другая информация:
Достоинства и недостатки
программированного обучения
Программирование обучение имеет ряд достоинств: мелкие дозы усваиваются легко, темп усвоения выбирается учеником, обеспечивается высокий результат, вырабатываются рациональные способы умственных действий, воспитывается умение логически мыслить. Однако оно имеет и ряд недостатков, например: не в пол ...
Как помочь ребёнку в обучении
Поступление в школу – поистине переломный момент в жизни ребёнка. Резко изменяется весь образ его жизни, в условиях, в которых он действует; он обретает новое положение в обществе; у него складываются совершенно иные взаимоотношений с взрослыми и сверстниками. Ведущей деятельностью, становится учеб ...
Образец плана урока с использованием проектной методики для
обучения иноязычному общению в 9 классе средней школы
Topic: "Music of Our Town" T. What is music? Specialists explain it very well: " Music is art of combining sounds that have rhyth, harmony and melody."But music isn't a combination of pleasant sounds only. Can you explain what is music for you? P.1. I think music is beauty in so ...