Под «формой» понимается внешнее выражение какого-либо содержания. «Форма воспитательной работы» - это способ организации и выражения содержания воспитательного процесса.
Формы воспитательной работы делятся на мероприятия, дела, игры (Е.В. Титов).
Мероприятия - это занятия, события, ситуации, организованные педагогами в соответствии с целью и задачами воспитательной деятельности.
Дела - общая деятельность, важные события, осуществляемые членами какого-либо коллектива.
Игры – это воображаемая или реальная деятельность, организуемая в коллективе с целью отдыха, развлечения, обучения.
По времени проведения формы делятся на :
- кратковременные,
- продолжительные,
- традиционные.
По видам деятельности различаются:
- формы учебные,
- трудовые,
- спортивные,
- художественной деятельности.
По способу влияния педагога:
- непосредственные,
- опосредованные.
По субъекту организации:
- деятельность организуется педагогами, родителями, другими взрослыми,
- деятельность организуется на основе сотрудничества,
- инициатива в организации деятельности принадлежит детям.
Классификация форм воспитания взаимосвязаны, но в зависимости от выбранного педагога подхода и та же форма может быть отнесена к той или иной классификации.
Организационные формы часто заимствуются воспитателем из других непедагогических сфер социальной жизни («олимпиада», КВН, конференции) или вырабатываются в самой педагогике («трудовой десант», «орлятский огонек», урок, профориентационные игры). Педагогическая интерпретация формы сводится к тому, чтобы сделать ее обязательным условием саморазвития, самовоспитания, придать ей онтологический смысл. В любой организационной форме педагогический смысл имеет лишь то, что произошло, что изменилось в жизненном мире воспитанника, в его духовном.
Воспитатель часто сталкивается с трудностями при выборе метода и формы воспитания. Причины затруднения:
- методы воспитания строго не зафиксированы, однозначно не описаны;
- множество условий для применения методов;
- наличие единственного критерия эффективности – времени.
От чего зависит выбор метода воспитания?
цели и задачи воспитания.
содержания воспитания.
возрастные особенности воспитанников.
уровень сформированности коллектива.
индивидуальные и личностные особенности учащихся.
условия воспитания.
уровень педагогической квалификации.
время воспитания.
ожидаемые последствия.
Существует ряд требований и при выборе форм воспитания:
- любая форма воспитания не существует без беседы;
- одна и та же форма может решать разные воспитательные задачи. Это зависит от содержания;
- формы должны использоваться в комплексе;
- обязательное слово учителя;
- нельзя ориентироваться только на одну форму;
- выбор форм основывается на принципах воспитания.
Выбор форм зависит от:
содержания и направляющей задачи.
возраста учащихся.
уровня воспитанности и личного социального опыта детей.
особенностей коллектива, его традиций.
технический и материальных возможностей.
уровня профессионализма учителя.
Эффективность форм воспитания зависит:
- от того, на сколько много детей вовлечено
- от сочетания эмоциональных и рациональных факторов
- от того, какие мотивы формируются
- от сочетания руководства педагога и самостоятельности детей
- от сочетания массовых, групповых и индивидуальных форм
Другая информация:
Цели и задачи использования метода проектов при обучении
общению
Метод проектов широко использовался в России в 30-е годы и был незаслуженно забыт, т.к. не дал положительных результатов. Причин было несколько: теоретическая проблема не была исследована в достаточной мере. Из этого вытекало неоднозначное понимание сущности школьных проектов, их типологии, организ ...
Музыкальное мышление: многоуровневость исследования
Мышление (англ. – thinking; немец. – denkens; франц. – pensee), в общем виде, определяется как процесс обобщённого отражения действительности, возникший из чувственного познания на основе практической деятельности человека. Будучи сложным социально-историческим феноменом, мышление изучается многими ...
Основные направления введения понятия функции в
школьном курсе математики
В современном школьном курсе математики ведущим подходом считается генетический с добавлением элементов логического. Формирование понятий и представлений, методов и приёмов в составе функциональной линии в системе обучения строится так, чтобы внимание учащихся сосредотачивалось на: 1) выделенных и ...