Возрастной период от 18 до 23-25 лет (возраст большинства студентов) условно называют поздней юностью или началом взрослости. В отличие от подростка, который еще принадлежит к миру детства (что бы он сам об этом ни думал), и юноши, занимающего промежуточное положение между ребенком и взрослым, 18-23-летний человек является взрослым, как в биологическом, так и в социальном отношении, Общество видит в нем уже не столько объект социализации (хотя продолжает его воспитывать), сколько ответственного субъекта общественно-производственной деятельности, оценивая ее результаты по «взрослым» стандартам. Ведущей сферой деятельности становится труд с вытекающей отсюда дифференциацией профессиональных ролей. Об этой возрастной группе трудно делать обобщения, так как ее социально-психологические свойства зависят не столько от возраста, сколько от социально-профессионального положения. Образование, которое продолжается на этом этапе развития, становится не общим, а специальным. Сама учеба в вузе может в определенном смысле рассматриваться как вид трудовой деятельности.
У большинства людей переход в юношеский возраст сопровождается улучшением общего эмоционального самочувствия и коммуникабельности. Все основные структуры темперамента и его зависимости от свойств нервной системы складываются уже к подростковому возрасту. Юность же, не меняя типа темперамента, усиливает интегральные связи его элементов, облегчая тем самым управление собственными реакциями.
Юношеский возраст характеризуется большей (по сравнению с предыдущим возрастным периодом) дифференцированностью эмоциональных реакций и способов выражения эмоциональных состояний, а также повышением самоконтроля и саморегуляции. Юношеские настроения становятся значительно более устойчивыми и осознанными, соотносящимися с более широким кругом социальных условий. Расширение круга личностно-значимых отношений, которые всегда эмоционально окрашены, проявляется в развитии так называемых высших чувств. Усвоение определенной системы нравственных норм и принципов претворяется в сложную гамму моральных чувств – способность к сопереживанию, чувство долга перед окружающими людьми, потребность в любви и дружбе, морально-политические чувства, чувство товарищеской солидарности. Заметно расширяется сфера эстетических чувств, которые вычленяются из круга других переживаний и находят специфические способы выражения и удовлетворения. Особо можно выделить развитие в юности тесно связанного с ростом интеллекта, чувства юмора, иронии, позволяющих человеку вырывать предмет из его привычных связей и устанавливать с ним необычные ассоциации.
Развитие высших чувств не является линейным процессом. Их уровень и содержание тесным образом связанны с индивидуально-личностными свойствами человека, включая его самосознание. От детства к юности и от юности к зрелости человек яснее осознает свою индивидуальность, свои отличия от окружающих и придает им больше значения, так что образ «я» становится одной из центральных установок личности, с которой она соотносит все свое поведение. Юношеское самоопределение (ориентировка и определение своего места во взрослом мире) – очень важный этап формирования личности. Однако до тех пор, пока это самоопределение не проверено практикой, его нельзя считать прочным и окончательным. Поэтому возраст от 18 до 23-25 лет находится посередине между юностью и взрослостью.
Другая информация:
Структура и содержание элективного курса «Основы комбинаторики, теории вероятностей
и математической статистики»
Изучение вероятностно-статистического материала продиктовано самой жизнью. Современной России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить, хорошо ориентироваться в обычных житейских ситуациях и производственной деятельности. Вероятностный характер многих явлений ...
Тряпичная кукла
Традиционной игрушкой в быту русской деревни с давних времен была тряпичная кукла. Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись. Матерчатая кукла – пр ...
Положение о методическом объединении учителей-предметников
1. Состав методического объединения определяется соответственно специализации членов педагогического коллектива. 2. Из состава членов методического объединения директором школы или его заместителем по учебной работе рекомендуется руководитель, который утверждается на педагогическом совете. 3. Члены ...