Формирование личности человека во многом определяет система ценностных ориентаций. В юности у молодого человека возникает проблема выбора жизненных ценностей. Он стремится сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе (“Кто я?”, “Каким я должен быть?”), по отношению к другим людям, а также к моральным ценностям. Переход от старшего школьного возраста к студенческому часто сопровождается противоречиями и ломкой привычных жизненных представлений. Устойчивая система ценностных ориентаций, подчиняющих себе частные, преходящие стремления, определяют меру социализации индивида.
По мнению А. Г. Здравомыслова и В. А. Ядова, наличие устоявшихся ценностных ориентаций характеризует зрелость человека и обеспечивает его устойчивость и стабильность. Так, например, устойчивая структура ценностных ориентаций определяет такие качества личности, как активность жизненной позиции, упорство в достижении целей, верность определенным принципам и идеалам, цельность, надежность. Противоречивость в ценностных ориентациях, напротив, влечет за собой непоследовательность, непредсказуемость поведения человека. Неразвитость ценностных ориентаций личности определяет ее инфантилизм, господство внешних стимулов в поведении личности, а, следовательно, конформизм и безликость человека.
Так, восприятие настолько совершенствуется, что молодой человек часами может сосредоточиваться на изучаемом материале или объекте. В результате устанавливается оптимальное соотношение анализа и синтеза.
Качественные сдвиги происходят во внимании. Устойчивое произвольное внимание становится избирательным. Воспринимая изучаемое, молодой человек стремится оценить его значение. Выяснив, что тот или иной раздел важен, он с большей активностью изучает его.
Преобразовываются такие свойства внимания, как переключаемость и распределение. Юноша или девушка уже успешно справляются с деятельностью, где необходимо слушать объяснения и вести записи.
Совершенствуется память. У молодых людей преобладает смысловое запоминание, и они по собственной инициативе используют многие его приёмы: устанавливают смысловые связи, которые помогают раскрыть содержание понятий, намечают опорные пункты запоминания.
Совершенствуется мышление. Значительно возрастает роль абстрактной мыслительной деятельности. Мышление становится более самостоятельным, глубоким и содержательным. Возникает потребность в творчестве - художественном, научном, техническом.
Вместе с тем в юношеском возрасте наблюдаются слабые стороны интеллектуальной деятельности: молодые люди не любят проверять себя; переоценивают свои познавательные возможности; увлекаются внешней красивостью речи, а иногда и поспешными обобщениями, излишним максимализмом в оценке людей и явлений общественной жизни.
В последнее время многие авторы с тревогой отмечают, что в студенческой среде утрачивается культ знаний. Так, по данным, приведённым Л. Г. Вяткиным, О. Б. Капичниковой и А. В. Дружкиным, только 44 % студентов считает, что избранная профессия отвечает их склонностям и особенностям характера. Основная масса студентов (83,4 %) руководствуется в своей учебной деятельности обобщёнными социальными мотивами - стремлением стать высококвалифицированным специалистом, приносить пользу обществу и извлекать из этого материальную выгоду. Только 58 % студентов старших классов считают получение знаний по избранной специальности необходимым условием жизненного становления.1
Другая информация:
Гуманистическая педагогия с реалистическим оттенком
Если схоластика жила своими излюбленными авторитетами, то имел их и гуманизм. В эпоху гуманизма мысль далеко не свободна от авторитетов: в философии она то примыкает к Аристотелю (Меланхтон), то, преимущественно, к Платону (Вивес и Рамус); в педагогике, — преимущественно к Квинтилиану, потом к Плут ...
Рисование как средство эмоционально-эстетического
воспитания
Целенаправленные занятия рисованием представляют собой одно из важнейших средств эстетического воспитания. Они являются неотъемлемой частью всестороннего развития учащихся и активно содействуют этому развитию. Конкретно-практический характер занятий создает благоприятные условия для мобилизации пол ...
Понятие «педагогический конфликт» и его особенности
Педагогическое общение представляет собой коллективную систему социально-психологического взаимодействия. Причем линии общения находятся в постоянном взаимодействии, пересекаются и взаимопроникают друг в друга. Взаимодействие педагога с учащимися происходит в различных ситуациях. Чаще всего эти сит ...