Постоянное повышение квалификации, изменения содержания труда и профессиональной структуры занятий требуют нового определения основного квалификационного признака, такого как способность учиться, усваивать новые знания, принимать нетрадиционные решения. И эта профессиональная способность к адаптации становится основным элементом квалификации значительной части работников. При этом главным направлением повышения эффективности всех этих процессов является активное использование компьютерных технологий обучения.
В основе новой образовательной системы – современные компьютерные и телекоммуникационные технологии. Их использование в образовательном процессе позволяет вовлечь в него одновременно большое число участников. Работник, обнаруживший недостаток знаний или навыков, самостоятельно или по рекомендации специалистов по обучению выбирает учебные элементы и строит из них образовательную программу с помощью автоматизированных средств анализа и интерактивного проектирования. При этом ограничения на связи между элементами отслеживаются автоматически. Основание учебных элементов осуществляется преимущественно по технологии дистанционного обучения.
Очевидно, что индивид должен продолжать свое обучение не только в своей профессиональной области, но и реализовывать сугубо личную «образовательную траекторию», непрерывно расширяя диапазон своих знаний. Под образовательной траекторией понимается планомерное или стихийное движение обучающегося в зависимости от склонностей, способностей или требований карьеры в образовательном пространстве (по ступеням и уровням). Образовательная траектория может проходить через весь жизненный цикл человека (с раннего детства до пенсионного возраста), включая формальное, неформальное и скрытое обучение. Таким образом, с одной стороны, можно говорить о непрерывном профессиональном образовании как условии успешной профессиональной деятельности, а с другой – о непрерывном образовании членов общества, которое позволяет не только реализовать гносеологические аспекты основ гражданского общества, но и придать некоторую философскую широту профессиональной деятельности граждан, внести в жизнь человека более высокий, нежели только карьерный, смысл.
Чтобы непрерывно учиться в течение всей жизни, каждому человеку, во-первых, необходим позитивный опыт приобретения знаний в молодом возрасте, во-вторых, сильные моральные или материальные стимулы и, в-третьих, практические возможности для учебы – свободное время, деньги и учреждения, в которых предоставляют образовательные услуги. Таким образом, личная мотивация к учению и разнообразие образовательных ресурсов являются ключевыми факторами непрерывного образования. Для организаторов образования из этого следует, что необходимо развивать как предложение образовательных услуг, соответствующих спросу на рынке труда, так и спрос на них, особенно среди тех, кто до сих пор не был активно вовлечен в процесс обучения или по какой-либо причине не может использовать знания, накопленные ранее .
Исходя из всего вышесказанного, концептуальными при формировании системы непрерывного образования можно считать следующие положения.
1. Современная образовательная политика России базируется на идее непрерывности образовательных процессов для каждого человека в течение всей его жизни, которая закладывается в сознание индивида на самых ранних стадиях получения общего образования, постоянно поддерживается и считается одним из его основных положительных качеств.
2. необходимость формирования системы непрерывного образования определяется процессами реформирования различных сторон российской жизни, в том числе изменениями кадровой политики на рынке труда, активизацией участников рынка образовательных услуг, глобальными процессами в мире, желанием России стать на инновационный путь развития, стремлением к построению гражданского общества и т.д.
3. Должны быть разработаны новые образовательные стандарты для всех уровней образования, обеспечивающие не только соответствующее запросам общества содержание, но и модульность изложения изучаемых дисциплин или областей знания; должна быть введена система зачетных единиц для оценки знаний с целью наращивания образовательного уровня, его учета при осуществлении личной «образовательной траектории».
Другая информация:
Элективные курсы в обучении
Элективные курсы (курсы по выбору) – новый элемент учебного плана, играющий важную роль в системе профильного обучения на старшей ступени школы. В отличие от факультативных курсов, существующих ныне в школе, элективные курсы – обязательны для старшеклассников . Цель изучения элективных курсов – ори ...
Организация процесса обучения БЖ на основе личностно-ориентированного
подхода
При личностном подходе существование индивидуальных различий среди детей есть необходимое условие достижения поставленной цели – обеспечить развитие каждого ученика как неповторимой личности. В личностно-ориентированной системе образования принцип индивидуализации является не пустой декларацией, а ...
Формы и методы работы по развитию музыкального мышления младших школьников
на уроках музыки
Результаты первоначальной диагностики уровня развитости музыкального мышления младших школьников показали, что у детей данной возрастной категории данное качество недостаточно развито (высокий уровень в обеих группах представлен лишь 20-30% учащихся). Это свидетельствует о недостаточно развитом чув ...