Для организации проектной деятельности в.процессе обучения географии применяют учебники, атласы, рабочие тетради, практикумы и другие средства обучения, содержащие вопросы и задания, рассчитанные на использование активных методов обучения — проблемного изложения, исследовательского метода. Число таких вопросов и заданий возрастает от 6 к 10 классу. Так, в учебнике В.П. Дронова и В.Я. Рома «География России. Население и хозяйство. 9 класс» учитель
может найти немало заданий типа «Мы — проектировщики» (создание проектов новых железных дорог, проектов развития нефтехимических комплексов в Западной Сибири, проектов решения водных, экологических проблем ряда регионов страны).
Применять проектную технологию целесообразно уже в 6 классе, при изучении начального курса географии. Школьникам можно предложить составить простейшие проекты-прогнозы, например по синоптической карте, или свой вариант проекта освоения территории, план которой представлен в атласе.
Учителями уже накоплен определенный опыт проектирования в процессе изучения курса географии материков и океанов, например изменений очертаний материков в отдаленном будущем по карте литосферных плит (проект составляется яа базе знаний основ теории движения литосферных плит). В ходе работы с фрагментами разрезанной контурной карты школьники создают индивидуальные проекты предполагаемого облика Земли через миллионы лет. При изучении природных зон Земли и отдельных материков целесообразно предложить ребятам задание создать проект озеленения кабинета географии, этажа или всех помещений школьного здания. Известно, что родина большинства комнатных растений — природные зоны субтропических, тропических и экваториальных широт. Таким образом, помещения каждого этажа школы можно озеленить растениями, принадлежащими к одной природной зоне. Возможен и другой вариант — разместить растения по территориальному признаку: растения Африки, Южной Америки и др.
Примерная тематика проектных заданий по географии
Класс, курс |
Задания |
6 класс. Начальный курс географии |
1. Составить прогноз изменений, которые произойдут на Земле, если исчезнет атмосфера (гидросфера). 2. Разработать прогноз изменений, которые могут произойти в природе и жизни людей при изменении суточного (годового) движения Земли, исчезновении Луны. 3. Составить описание несуществующего материка (океана) как природного комплекса |
Класс, курс |
Задания |
7 класс. Материки. |
1. На основании анализа карты движения литосферных плит Земли предложить свой вариант расположения морей, островов, береговой линии части какого-либо материка (Тихоокеанского побережья Евразии, рифовой зоны Восточной Африки и т. д.). 2. Разработать прогноз отдаленного будущего нашей цивилизации, которая, по словам В. Гюго, «вернется» в Мировой океан, обладающий разнообразными природными ресурсами. 3. Разработать проект решения экологической проблемы одной из природных зон мира (проблемы опустынивания в зоне Сахеля в Северной Африке, сохранения экваториальных лесов Амазонии). 4. Предложить свой вариант освоения человеком территории несуществующего материка. 5. На основе анализа карт (природных зон и климатических) разработать прогноз изменения границ природных зон мира при условии глобального потепления климата (повышении среднегодовой температуры Земли на 2—5 °С) |
10,11 классы Социально-экономическая география мира |
1. Как будет выглядеть человек будущего? Составить прогноз на основе анализа современных тенденций естественного и механического движения населения мира. 2. Составить проект развития экономики одной из отстающих стран Африки, Азии или Латинской Америки, не связанный с эксплуатацией ее природно-ресурсного потенциала. 3. Предложить проект решения глобальной продовольственной проблемы. 4. Разработать проект решения глобальной энергосырьевой проблемы. Обосновать выбор районов мира, где можно развивать нетрадиционную энергетику. 5. Разработать проект развития мировой транспортной системы с учетом промежуточного положения России между Востоком и Западом. 6. Провести исследование демографической проблемы в одном из регионов мира. 7. Создать серию репортажей из разных регионов мира, посвященных какой-либо проблеме (например, влиянию кислотных дождей на окружающую среду) |
Другая информация:
Характеристика психофизиологического состояния
учащихся с нарушением интеллектуального развития старшего возраста
Под умственной отсталостью следует понимать стойкое необратимое нарушение познавательной деятельности, возникшее в результате органического поражения головного мозга. В данном определении четко выделяются два взаимосвязанных диагностических критерия: психолого-педагогический (стойкое нарушение п ...
Подходы к определению многогранника
Само определение понятия многогранника оказывается как раз таким вопросом, где необходимо особенно внимательно сочетать наглядные представления, рассмотрение реальных примеров и логической точности формулировок. Формулировки должны исходить из реальных примеров, из наглядных представлений и возвращ ...
Разработка методического обеспечения для обучения аудированию
с использованием видеофильма «101 далматинец»
1. Фильм составляет неотъемлемую часть работы учителя - окончание работы над разделом (темой) учебника “New Millenium English” (10 класс, авторы Гроза О.Л., Дворецкая О.Б. и др.) - «Animals» (животные и их защита). Те речевые образцы, которые были предметом работы учителя с учащимися в этом разделе ...