Итак, можно выделить следующие характерные особенности игровой технологии:
активность (основной принцип игровой деятельности, выражающий активное проявление интеллектуальных и душевных сил человека, начиная с подготовки к игре и заканчивая обсуждением полученных результатов);
открытость и доступность игры заключаются в ее простоте и понятности;
групповой характер игровой деятельности означает, что цель игры может быть достигнута только совместными усилиями ее участников;
занимательность и эмоциональность;
целеустремленность участника игры (совпадение его личных целей с целями группы);
состязательность и соревнование (побуждают к активной самостоятельной деятельности и мобилизуют весь потенциал физических, интеллектуальных и душевных сил школьника);
проблемность (ход игры может включать в себя процессы планирования, организации и разрешения проблемных ситуаций);
реализация профессиональной направленности школьников через моделирование профессиональной деятельности различных специалистов;
индивидуальность (в процессе игры развиваются личностные качества школьников);
символический характер игры позволяет участникам раскрепоститься, раскрыть свои способности.
Все перечисленные особенности игровой технологии свидетельствуют о том, что в процессе игровой деятельности происходит формирование всех четырех компонентов содержания образования: знаний, умений, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного отношения к миру, деятельности.
Значение игровой деятельности в формировании знаний и умений:
1) выявление уровня знаний и умения применять их в новой, сложной ситуации;
2) активизация обучения, наличие элемента состязательности, эмоциональность деятельности, приводящие к повышению качества учебного процесса (в ходе игры усваивается 90% учебного материала против 20—30% на обычном уроке);
3) активизация мыслительной деятельности школьников путем внесения в игру проблемного содержания;
4) выявление практической значимости знаний основ географической науки;
5) превращение формальных знаний в действительные.
Значение игровой деятельности в усвоении опыта творческой деятельности:
1) приобщение к исследовательской деятельности;
2) раскрытие и развитие творческих способностей личности;
3) возможность развивать воображение, полемические и ораторские способности.
Значение игровой деятельности в приобретении опыта эмоционально-ценностного отношения к миру, к деятельности, друг к другу:
1) отражение различных мотивов поведения;
2) раскрепощение личности: преодоление неуверенности в себе, застенчивости, робости и развитие таких качеств, как самостоятельность, контактность, коммуникабельность;
3) влияние эмоциональных переживаний в ходе игры на формирование мировоззрения;
4) расширение кругозора и общей культуры;
5) формирование нестандартного, критического отношения к действительности.
Новые возможности для проведения игр открывают компьютеры. В них можно заложить не только разнообразную информацию в виде текста, картосхем, статистических материалов и т. д., но и наглядно моделировать изучаемые процессы и явления во времени и пространстве, обрабатывать информацию и представлять ее в наглядном виде, подводить итоги, т. е. отрабатывать все этапы игры. Это значительно облегчает работу учителя по подготовке игры и оценке ее результатов, делает деятельность учащихся более содержательной и приближает ее к реальной жизни.
Вопросы и задания для самостоятельной работы:
1. Дайте определение понятия «игра». Почему игру можно считать новой технологией обучения географии?
2. Какие классификации игр существуют?
3. В чем заключаются методические особенности проведения игр?
4. В чем состоит значение игровой технологии для развития личности школьников?
5. Разработайте урок-ролевую игру по одному из курсов школьной географии.
Другая информация:
Правила изображения фигуры человека. Пропорции и выразительные средства
Леонардо да Винчи, изучавший и глубоко анализировавший опыт древних, разрабатывая правила изображения человеческой фигуры, пытался на основе литературных сведений восстановить так называемый «квадрат древних». Он выполнил рисунок, в котором показана пропорциональная закономерность в соотношении час ...
Классификация внеклассной работы по химии
Внеклассную работа по химии удобно подразделить на массовую, групповую и индивидуальную. Все эти виды внеурочной работы различаются между собой не только количеством участников, но и имеют свои организационные формы, методы и содержание. Говоря об индивидуальной внеурочной работе, выделяются две во ...
Обобщение результатов констатирующего исследования
При проведении логопедического обследования мы учитывали тот факт, что дети никогда ранее не занимались с логопедом и некоторые ситуации были для них незнакомыми, новыми. Дети терялись, зажимались, хоть и не отказывались от выполнения заданий - было видно, что они волнуются. Учет данного факта проя ...